Нейроигры и упражнения в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нейроигры и упражнения в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Автор: Газарова Кнара Борисовна
Нейроигры и упражнения в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР Аннотация: В данной статье автор рассказывает об эффективности использования инновационной технологии нейроигр в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.Ключевые слова: нейроигры, коррекционная работа, речевое развитие.Тематическая рубрика: Дошкольное образование. С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал.Коррекционная работа должна быть эффективной и динамичной. С этой целью рекомендуется разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включая в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий и методик.Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры, активизировать межполушарное воздействие.К авторам, активно разрабатывающим вопросы применения нейроигр и упражнений в коррекции нарушения речи, можно отнести В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лурия, Н.С. Лейтеса. В работах данных ученых отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Согласно научным доказательствам Л.С. Выготского, А.Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму.Каким детям рекомендованы нейроигры:· если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;· заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;· есть синдром дефицита внимания;· постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;· плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;· быстро переключается с одного действия на другое;· быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;· есть проблемы с речью разной сложности;· наблюдается слабая познавательная деятельность;· плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.Преимущества использования нейроигр в практике:· игровая форма обучения;· эмоциональная привлекательность;· многофункциональность;· автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;· формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;· формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем-логопедом.С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:· Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.· Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).· Формируется правильное взаимодействие рук и ног.· Развивается слуховое и зрительное внимание.· Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.Практическая значимость использования нейроигр и упражнений в системе коррекционной работы состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально в условиях логопедической группы.