Формирование навыков чтения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков чтения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Автор: Давлетчурина Гулькай Фаритовна

Чтение – это то, чему обучают детей с нарушением интеллекта, посредствам чего их воспитывают и развивают. Именно поэтому считаю одним из главных предметов в школе ЧТЕНИЕ. Чтение способствует развитию связной речи, обогащает словарный запас. Чтение – это мощное средство образования, развития, и воспитания всех способностей.Хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальном звене, но и в средних и старших классах. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Именно на уроках чтения последовательно и систематично расширяются представления детей об окружающем мире, обогащаются их наблюдения.  Обучающие получают элементарные сведения  о жизни, природе, обществе, которые служат основой формирования нравственного, экологического, эстетического воспитания.Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов. Педагогу следует хорошо усвоить, что чтение – это вид речевой деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: восприятие графической формы слова; перевод её в звуковую; понимание прочитанного.В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в школе-интернате, так как процесс формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи. У учащихся с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность.Следует в первую очередь выявить причины ошибочного чтения, а затем работать индивидуально. Причинами ошибочного чтения являются:       несовершенство зрительного восприятия       неразвитость артикуляционного аппарата       нехватка дыхания       незнание лексического значения слова       незнание орфоэпических норм.Ученые Гнездилов, Воронкова, Аксенова, Петрова, Левина, Сорокина и др. подчеркивали важность процесса формирования навыков чтения.В программе для ГКОУ КК школы-интерната ст-цы Ленинградской указывается, что основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; формировать у учащихся навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Кроме общих с массовой школой задач, уроки чтения в школе-интернате выполняют функцию коррекции недостатков. В своей практике использую различные дидактические игры и методические приемы, способствующие формированию и коррекции полноценного навыка чтения у учащихся начальных классов школы-интерната.Работа по устранению и предупреждению ошибок при чтении, т.е. совершенствование навыка чтения, осуществляется в речевых разминках вначале каждого урока и на основном этапе урока. Сюда входят упражнения на дыхание и артикуляцию: «Снег», «Цветочный магазин», «Греем руки», «Пузырь», «Математик», «Медвежата», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Лошадка», «Окошко», Слоник пьёт», «Часики», «Орешки». А также упражнения, направленные на развитие чёткости произношения: скороговорки, чистоговорки, игра «Сломанный телефон», чтение согласных с гласными; упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения: наращивание согласных и гласных, чтение по подобию, добавление звука в середине, перестановка слогов,  отбрасывание звуков, чтение слоговых таблиц. В речевую разминку могут входить упражнения,  развивающие оперативное поле чтения и память: «Фотоглаз», «Слог потерялся», «Улитка», «Круговое чтение». Зрительные диктанты, чтение со взрослым, реконструкция предложения, «Мнимое слово», «Игра в прятки», найти слова в предложении или  тексте, состоящие из одного слога, с ударением на первый слог,  найти предложение с восклицательной интонацией, чтение до первой ошибки;  гибкость и скорость чтения вслух и про себя.Не секрет, что, только научившись читать, у ребёнка пропадает интерес к чтению и урок становится одним из нелюбимых. Как научить детей читать быстро, эффективно. Сознательно и при этом заинтересовать в этом виде деятельности волнует всех педагогов. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения и сохранения интереса, является многократное обращение к тексту. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Упражнения в чтении даются с различными заданиями, чтобы разнообразить урок. Существует немалое количество видов чтения:    чтение по эстафете,     выборочное чтение (по вопросам, по иллюстрациям),    жужжащее чтение,    чтение в парах (по абзацам, цепочкой, хором, с ответами на вопросы, с разной интонацией),     комбинированное чтение,    чтение по цепочке (по предложению,  по абзацам),    чтение по ролям,    хоровое чтение по рядам «Какой ряд лучше?»,    «Кто быстрее» (найти данное предложение, слова с орфограммой, и т.д.),    чтение с убыстрением, чтение до первой ошибки и т.д.Перечитывая произведение каждый раз с другим заданием, школьники открывают в нём что-то новое, чего не заметили при первом чтении. И цель педагога: создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных форм, методов, приёмов.Большое внимание уделяется словарной работе, которая может строиться по-разному. Это и объяснение перед чтением, и наглядный показ рисунка, и объяснение слов по ходу чтения, а также отправление к сноскам и словарю, практический показ незнакомого слова, использование загадок.Использование творческих заданий, сочетание коллективной, парной и индивидуальной работы на уроке оживляет урок.Таким образом, навык чтения является общепредметным навыком. Степень его сформированности определяется следующими качествами: беглость, сознательность, правильность, выразительность. И если на начальной ступени обучения школьник достаточно освоит этот навык, то при дальнейшем обучении у него не будет возникать трудностей в усвоении общеобразовательной программы.            Список использованных источников 1.                 Аксёнова, А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения [Текст] / А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. – М., 2007.2.                 Бородич, А.М. Методика развития речи [Текст] / А.М. Бородич. – М., 2011.3.                 Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2002.4.                 Воронкова, В.В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте [Текст] // Дефектология. – 2015. - № 1.5.                 Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / В.В. Воронкова. – М.: Просвещение, 2008.6.                 Воронкова, В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников [Текст] // Дефектология. – 2017. - № 5.7.                 Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.8.                 Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2013. - №4.9.                 Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе [Текст] / М.Ф. Гнездилов. – М.: Просвещение, 2015.10.            Гнездилов, М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы [Текст] / М.Ф. Гнездилов. – М.: Просвещение, 2012.11.            Городилова, В.И. Чтение и письмо [Текст] / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – СПб., 2007.12.            Грибова, О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова и др. - М.: Педагогика, 2012.13.            Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. – М.: Просвещение, 1963.14.            Ерёменко, И.Г. О дифференцированном обучении во вспомогательной школе [Текст] // Дефектология. – 2016. - № 4.15.            Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Правда, 2018.    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеЗилаирская коррекционная школа – интернат для обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья Сообщение на тему:«Формирование навыков чтения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями» Выполнила: учитель начальных классов Давлетчурина Г.Ф.2025г.