«Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии детей дошкольного возраста»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии детей дошкольного возраста»
Автор: Стецова Елена Валериевна

РОЛЬ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГОИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Одним из средств художественно-эстетического развития являетсянародное декоративно-прикладное искусство. Оно способно оказывать влияние на формирование художественного образа, именно благодаря декоративноприкладному искусству дети учатся видеть и понимать прекрасное в окружающем нас мире и искусстве. Народное искусство национально по содержанию, именно поэтому активно воздействует на духовное развитие, на формирование нравственности, патриотизма, а также на эстетическое самосознание ребенка. По мнению Л.Ю. Кошелевой «Особым средством эстетическоговоспитания является народное декоративно-прикладное искусство как явление живое, изменяющееся и развивающееся в соответствия с общими закономерностями традиционной культуры и тенденциями развития всего русского искусства» В воспитании детей, декоративно-прикладное искусство играет важную роль, оно как ничто другое развивает в детях не только любовь к искусству и формирует эстетический вкус, но и в полной мере обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, вызывает желание делать мир лучше своими руками. Одно из главных преимуществ то, что воспитанники видят результат своего творчества и могут ему найти применение в жизни, например, сделать подарок другу, родителям, и тем самым принести частичку радости своим близким, украсить интерьер своей квартиры и т. д. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством начинается с ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, можно познакомить детей с русской матрешкой, городецкой, дымковской, гжельской, хохломской и т.д. Дети с восхищением относятся ко всему этому, у них сразу же появляется желание повторить или же создать что-то свое, узнать об этом больше, ведь для них это кажется чем-то интересным, неизвестным и привлекательным. Детям нравится рассматривать каждый узор, завиток, деталь, все это потому что росписи имеют множество ярких цветов, сложных рисунков, форм, линий и штрихов. Эстетические способности необходимо развивать у всехдетей. Применяя в работе с детьми декоративно-прикладное искусство, педагоги развивают воображение детей. В этом возрасте развитие воображения позволяет детям выдумывать интересные и отличительные от всех истории. Для того чтобы развивалось воображение нужно проводить специальные работы по его активизации. В наши дни существует множество видов декоративно-прикладного искусства. В работе с дошкольниками в основном дают предпочтение росписи деревянных изделий, так как опыт показал, что это один из самых доступных и интересных для детей вариантов, например, роспись деревянных досок, ложек и т.д. Данные занятия можно считать целесообразным только дляразвития художественного потенциала детей, это учит их рисовать, держать кист, некоторые убеждены, что для развития эстетической культуры дошкольника достаточно показывать и рассказывать о готовых изделиях, ведь они передают и демонстрируют красоту и изящество. Но мы уверены, что это не так, дело в том, что декоративно-прикладное искусство служит не только для развития определенной области такой, как художественно-эстетическая, но и затрагивает множество других сфер, необходимых ребенку для полноценного развития. Опыт показал, что, предоставляя ребенку возможность самомуопределять цвета, формы, размер, количество предметов в своем творчестве раскрывает в нем фантазию, воображение и начинается мыслительный процесс, ребенок в голове представляет, как будет выглядеть изделие в том или ином случае, когда он дает волю своим представлениям. Помимо мыслительных процессов в этот момент у ребенка развивается мелкая моторика, а это в свою очередь также благотворно сказывается на памяти, внимании ребенка, также в этот момент развивается аккуратность, точность движений, он сильно старается сделать своими руками красивую роспись, узоры, орнамент и т.д. Создание чего-то красивого, своего - ребенку поднимает настроение, рождает мотивацию и веру в свои способности. Готовые изделия, сделанные своими руками, дети ценят больше всего, они с радостью и удовольствием показывают и рассказывают своим родителям, сверстникам, друзьям, делятся эмоциями и опытом приобретенными в процессе их изготовления. Поэтому мы считаем, что через декоративно-прикладное искусство, а именно предоставляя детям возможность самим погрузиться в создание изделий можно развить в ребенке множество полезных навыков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что декоративно-прикладное искусство играет большую и одну из важнейших ролей вовсестороннем развитии детей дошкольного возраста. Умение создавать что-то своими руками, с помощью воображения и фантазии очень важно не только для художественного развития детей, но и воспитания в них здорового нравственного начала, приобщения к народным традициям, культуре, уважения к труду, оно помогает детям познать самого себя. Деловая игра для педагогов детского сада«Путешествие в мир культурного наследия»(народное творчество и декоративно-прикладное искусство)Вопросы по теме «Народное декоративно-прикладное искусство» 1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, жёлтый, золотой).2.Эту игрушку делали из отходов дерева, её не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка) 3.Первая такая игрушка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Что это за игрушка? (Матрёшка) 4.Основную массу изделий этих мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Что это за игрушки? (филимоновские игрушки)5. Художественные изделия из этого материала - оригинальный вид народного творчества. С давних пор этот материал привлекал внимание народных умельцев своей ослепительной белизной и желтоватой бархатистостью (как замша), а также тем, что при обработке он сохранял свои свойства - мягкость, гибкость и прочность. Что это за материал? Как назывался промысел? (Береста. Берестяной промысел) 6.Эта роспись - древнее и потрясающе красивое ремесло. Отличие этой росписи от других - обилие красок, яркие и ни с чем несравнимые тона, реалистичность цветов и птиц и др. элементов. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии. Назовите эту роспись. (Жостовская роспись).