"Ритмическая гимнастика-одна из форм эстетического развития детей"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ритмическая гимнастика-одна из форм эстетического развития детей"
Автор: Пивоварова Елена Владимировна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 6 имени Героя Советского Союза А.В. Новикова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской областиСтруктурное подразделение «Детский сад «Бабочка» Тема«Интеграция физического и художественно – эстетического развития детей.Ритмическая    гимнастика – одна из форм эстетического развития»Выполнила : Пивоварова Елена Владимировна, инструктор по физической культуре ГБОУ СОШ № 6 СП «Д/С«Бабочка»Новокуйбышевск, 2025 гОбразовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе. Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, педагоги должны ему помочь.Занятия физической культурой создают благоприятные условия для всестороннего, гармоничного развития личности ребенка, в том числе и для его эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений формируется красивая осанка, осуществляется совершенствование телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений, формируются умения управлять движениями своего тела, воспитывается чувство формы.Физическая культура прививает ребенку любовь к прекрасному, учит видеть и чувствовать красоту окружающей действительности, наполняет внутренний мир духовными ценностями, развивает эстетический вкус. Физическая культура обладает мощным нравственным потенциалом. Неслучайно в процессе занятий физическими упражнениями уделяется большое внимание совершенным формам движения, красивым мелодиям и ритмам музыкального сопровождения. Дети более подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движения, в них пробуждаются светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела. Мышечный тонус в кистях рук, уровень развития мелкой и общей моторики, координация и регуляция движений, наличие или отсутствие необходимого двигательного опыта влияют на сформированность изобразительных умений. Все это доказывает взаимовлияние и тесную взаимосвязь физического и художественно-эстетического развития.Интеграция происходит через использование в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ следующих приемов.1. Музыкальное сопровождение проведения спортивных праздников и соревнований, физкультминуток, игр на улице, утренней гимнастики и гимнастики после сна, занятий по физической культуре в зале (разминка, подвижные игры, эстафеты, самомассаж, упражнения на релаксацию, пальчиковая и дыхательная гимнастика) и занятий кружка. 2. Знакомство воспитанников с художественной гимнастикой, использование в физическом воспитании ее элементов, развитие пластики и гибкости, использование специального оборудования (гимнастические ленты, гимнастические мячи, гимнастические палки, флажки, обручи). Гимнастическое оборудование применяю не только для проведения разминки и выполнения упражнений, но и для постановки танцевальных композиций, флешмобов. 3. Использование игр имитационного характера, что позволяет дошкольникам проявлять творческую инициативу, фантазию, способствует эмоциональному раскрепощению, получению положительных эмоций, удовлетворения и поднятия настроения.4. Тематическое единство материала, рассматриваемого на занятиях воспитателем и инструктором по физической культуре. Например, персонаж - игрушка медведь «приходит» в гости к малышам на художественную деятельность, остаётся и на физическое развитие. С медведем дети играют, двигаются как медведи, слушают стихи, проводят тематическую пальчиковую гимнастику и рисуют для него грибы. На физкультурном занятии тот же персонаж гуляет с детьми в лесу, играет, учит ползать, прыгать и преодолевать препятствия.В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: занятия ритмической гимнастикой, танцами, акробатикой. Наиболее популярной является ритмика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности. Уже тогда ценились оба ее компонента – гимнастика и ритмический танец.              Существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Самыми доступными движениями для детей являются естественные, или основные, движения: различные виды ходьбы, бега, подскоков, прыжков, пружинные движения ног. При помощи этих несложных движений легко усваивается представления о ритмике как предмете музыкального цикла, тесно взаимосвязанного с музыкой. В зависимости от музыки движения выполняются то плавно, то отрывисто, то спокойно, то энергично, с разной, степенью эмоциональной насыщенности. Эффективно воздействие ритмики на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность выражается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных подражанию, копированию действий человека и животных.Ведь в основе ритмики лежит музыка, ее восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом ритмики является закон от музыки – к движению. Воспитывая ритмичность посредством музыки и движения, можно заметить, что занятия положительно влияют на самочувствие, настроение детей, исправляют недостатки физического и психического характера. Танцевально - ритмическая гимнастика подходит детям с ОВЗ. Ребята такие занятия встречают с большой радостью, и с удовольствием выполняют ритмичные движения под музыку.Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движения, она пробуждает в них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус.Таким образом, роль инструктора физической культуры в эстетическом воспитании детей чрезвычайно важна и ответственна: не просто сформировать у дошкольников способность наслаждаться, понимать, видеть и чувствовать красоту в ее многообразных проявлениях, но и воспитать способность воплотить ее в реальных действиях.Список литературы:1.Теория и методика физического воспитания./ Под. ред. Б.А. Ашмарина. - М.:             Просвещение, 1990.2.Френкин А.А. Эстетика физической культуры. - М.: Фис, 2010.3.Т.Т. Ротарс : Музыкально-ритмическое воспитание    изд.Просвещение, 1989г.                                  4.Ж.Е. Фирилёва , Е.Г. Сайкина : Танцевально-игрова гимнастика                            для детей (изд. Десттво-Пресс,2003г.)