Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях современной школы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях современной школы
Автор: Джорджевич Любовь Павловна

Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях современной школыСведения об автореДжорджевич Любовь Павловна,учитель начальных классов высшей квалификационной категории,МБОУ «Гимназия № 79», г. УльяновскАннотацияСтатья посвящена формированию здорового образа жизни учащихся как одному из приоритетов современной школы. Показано, что требования ФГОС ориентируют образовательную организацию на развитие у детей ценности здоровья и ответственности за собственное поведение. На основе опыта работы автора во 2–4 классах описана модель школьной программы, включающей урочную и внеурочную деятельность, взаимодействие с семьями и социальными партнёрами. Кратко представлены результаты мониторинга: рост двигательной активности, снижение пропусков по болезни, укрепление полезных привычек. Материал может быть использован администрацией школ и учителями начальных классов при разработке программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.Ключевые словаздоровый образ жизни; младшие школьники; здоровьесберегающие технологии; культура здоровья; школьная среда.Здоровье детей школьного возраста сегодня является объектом особого внимания государства и профессионального сообщества. Рост учебных и информационных нагрузок, снижение двигательной активности, распространение малоподвижных форм досуга делают задачу формирования здорового образа жизни одной из ключевых для системы образования. Обновлённые Федеральные государственные образовательные стандарты закрепляют ценность здоровья и безопасного образа жизни в числе личностных результатов обучения. Это означает, что школа должна не только информировать о здоровье, но и создавать условия для закрепления устойчивых полезных привычек.Опыт работы во 2–4 классах МБОУ «Гимназия № 79» показывает эффективность модели, основанной на трёх взаимосвязанных направлениях: урочном, внеурочном и социально-партнёрском. В урочной деятельности используются здоровьесберегающие технологии: грамотная организация рабочего места, чередование видов деятельности, физминутки, упражнения для глаз, элементы дыхательной гимнастики. В содержание уроков по литературному чтению, математике, окружающему миру включаются тексты и задания, связанные с режимом дня, гигиеной, двигательной активностью, безопасным поведением дома и на улице.Внеурочное направление реализуется через классные часы «Азбука здоровья», спортивные праздники, дни здоровья, подвижные перемены, участие в школьных и городских акциях. Мероприятия планируются по принципу системности и повторяемости, опираются на игровые формы: квесты, эстафеты, соревнования малых команд. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и спортивными школами расширяет спектр возможностей для двигательной активности.Социально-партнёрское направление включает работу с семьями учащихся: родительские собрания и консультации по вопросам режима дня, питания, ограничения экранного времени, совместные спортивные праздники. Важно строить диалог с родителями, помогая находить реалистичные решения с учётом возможностей конкретной семьи. Включение родителей в планирование и проведение оздоровительных мероприятий усиливает воспитательный эффект и повышает мотивацию детей.Мониторинг, проведённый в течение двух учебных лет, показал положительную динамику. Увеличилась доля детей, ежедневно участвующих в подвижных играх или занятиях спортом, сократилось количество пропусков занятий по причине ОРВИ, по данным опросов возросла осознанность школьников в вопросах здоровья. Дети чаще связывают самочувствие с образом жизни, готовы обсуждать свои привычки и ставить перед собой небольшие цели (раньше ложиться спать, больше гулять, меньше времени проводить за экраном).Представленный опыт позволяет сделать вывод о том, что формирование здорового образа жизни возможно в условиях обычной школы без кардинального изменения учебного плана, если здоровьесберегающий подход становится частью образовательной среды. Системное использование здоровьесберегающих технологий в урочной работе, развитие спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности и партнёрство с семьёй создают основу для формирования у младших школьников устойчивых полезных привычек и позитивного отношения к здоровью.ЛитератураАндреева И. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт как основа формирования культуры здоровья школьников // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 6.Кокаева И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. — Владикавказ, 2019.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286.