Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории
Автор: Шакарова Мери Самсоновна

Шакарова Мери Самсоновнаучитель Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оскольская основная общеобразовательная школа Новооскольского муниципального округа»Белгородская область Новооскольский районс. Оскольское, ул. Школьная, 71Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории. Патриотизм (от гр. patris — родина, отечество) — чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, стремление защищать интересы Родины и своего народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны. Уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, ученик утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Патриотическое воспитание - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.  Цели патриотического воспитания:
  • Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
  • Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
  • Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
  • Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
  • Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  Родины;
  • физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях. 
  • Сегодня воспитание становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из основных факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как преподаватель-историк на основе использования воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников, за период учебы в школе, складывается стереотип: история — это исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы.Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием.Ускорение темпа современной жизни, информационная революция требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Освоить программу по истории, имея два часа в неделю, сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика.Критерии отбора содержательных аспектов изучения истории:— целостность и системность исторического материала, его преемственность;- постановка и изучение гражданских, нравственных проблем;- объем содержания должен точно соответствовать заданным целям.Одним из важных условий повышения эффективности нравственного воспитания в обучении истории – это воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны. Нравственные убеждения школьников во многом складываются под влиянием людей, на которых они хотели бы быть похожими. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности.В учебных материалах образовательных программ можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения родине, испытать гордость, за то, что мы русские. Воспитательный потенциал хорошо виден и раскрывается буквально в каждой теме урока, не говоря уже о таких значимых как: «Куликовская битва»- основополагающая тема для воспитания патриотизма, в теме: «Смутное время» Россия на краю гибели, потеря независимости и здесь важно определить условия, для проявления патриотизма и гражданственности. Большую воспитательную нагрузку несут уроки по Отечественной войне 1812 года, Крымской войне и главное событие XX века Великая Отечественная война. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, его роль в истории. Невозможно перечислить все темы, которые воспитывают личность, гражданина, патриота. Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: какие были достижения, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках показываю, что именно через личность история говорит, действует, воспитывает.Так на уроке «Начало Отечественной войны 1812 года» можно привести слова будущего декабриста Ф. Глинки « Наступают времена Минина и Пожарского!Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».На уроке « Бородинское сражение» большое впечатление у учащихся оставляет знакомство с памятниками в честь Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна» Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. В качестве наглядности возможно использование копий документов и наград, фотографий и медалей родственников ребят, участвовавших в войне. Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких – участников величайших событий истории.Ученикам старших классов можно предложить темы для защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Великая битва на Волге», «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны». Выбор тем осознан. Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушёл на фронт. Организация гражданско – патриотического воспитания школьников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества. Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес и окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее. И все это может быть реализовано и решено только в том случае, если старшие вожатые, педагоги-организаторы в образовательных учреждениях работают организуют воспитательный процесс систематизировано.Библиографический список:1. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 2. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.