Творческий отчет по теме "Развитие познавательной активности учащихся"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческий отчет по теме "Развитие познавательной активности учащихся"
Автор: Смирнова Светлана Александровна
Творческий отчет по теме«Развитие познавательной активности учащихся»Учитель: Смирнова С.А.учитель начальных классовСкладывающиеся отношения в обществе предъявляют к личности повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, оперативно принимать решения, брать на себя ответственность, адаптироваться при смене рода деятельности, уметь анализировать, сравнивать и моделировать адекватный ситуации стиль поведения. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые формируются на протяжении всей жизни и в основе их лежит стремление к активному познанию. Поэтому проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной школы. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний. Важная роль в решении данной проблемы отводится I ступени обучения, так как именно в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, формируется интерес к учению, которые в дальнейшем становятся основным условием непрерывного образования.Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Ян Амос Коменский (1592—1670) в работе «Великая дидактика» настаивал, что правильно обучать, это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способности понимать вещи.Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности, как ведущего вида деятельности на первой ступени обучения нашла отражение в работах Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова, Л.Г.Петерсона, И.И.Аргинской и многих других ученых.Исследования психологов показывают, что у многих детей младшего школьного возраста недостаточно сформированы внимание, память, способность к регуляции умственных действий. Следовательно, целенаправленное развитие познавательных процессов - важная задача. В действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, поэтому работа, направленная на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом, а значит и на познавательную активность в частности.В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития познавательных процессов как мышление, память, внимание, восприятие, воображение. Чтобы недостаточная сформированность этих процессов не создала проблемы в обучении совместно с психологом провели в первом классе психолого – педагогическую диагностику, которая показала, что познавательные процессы у 25% учащихся сформированы на низком уровне, у 25% - на высоком уровне и у 50% - на среднем уровне. Изучив результаты психологического обследования пришла к выводу, что познавательная активность сформирована недостаточно для успешной учебной деятельности учеников. Исходя из этого, я определила тему самообразования.Тема: «Развитие познавательной активности учащихся»Цель: создание условий для развития познавательной активности учащихся. Задачи: - изучить теоретический материал по данной проблеме; - систематизировать упражнения для развития познавательных процессов и познавательной активности; - провести диагностику и выявить динамику развития.Учитывая то, что в младшем школьном возрасте многие проблемы обучения связаны с недостаточной сформированностью мышления, внимания, восприятия, воображения и памяти считаю важным систематическое использование упражнений, направленных на развитие познавательных процессов.В результате использования развивающих упражнений наблюдается положительная динамика в развитии познавательных процессов учащихся.ДИНАМИКАПроблема познавательной активности на этапах развития образования была одной из актуальных, т.к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.Если познавательные процессы функционируют взаимосвязано, то воздействие на память, внимание и мышление отражается на познавательной активности школьника. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания – человекКак регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности в учении необходим успех.Добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Считаю, что воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. Также необходимо помнить, чтобы познавательная активность ребенка развивалась, необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и ребенка, детей в коллективе, т.к. очень важно: мнение каждого ребенка, чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную деятельность. Это даст ребнку возможность осознавать цели деятельности и не бояться активно действовать.Хорошо развитые познавательные процессы и их организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Развивая познавательные процессы, добилась повышения успеваемости школьников по учебным предметам.Анализ полученных данных показывает, что качество успеваемости по математике повысилось в начальных классах с 62% до 72%, а в среднем звене произошел еще и рост до 85%, русский язык с 62% до 72%, по литературному чтению с 71% до 84%, а среднем звене произошел рост до 91%Положительная динамика уровня развития способствовала и повышению качества успеваемости.Развитие личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность.Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников. Считаю, что работу над темой «Развитие познавательной активности учащихся» необходимо продолжить. Планирую рассмотреть вопросы формирования познавательной активности учащихся через внеурочную деятельность.