лоСловарная работа на уроке русского языка в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: лоСловарная работа на уроке русского языка в начальной школе
Автор: Котова Марина Александровна

СЛОВАРНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫучитель начальных классовКотова Марина АлександровнаГБОУ ЛНР «ЛСШ №2» г.Луганск 2025Русский язык занимает ведущее место в начальной школе. Основная цель изучения русского языка в начальной школеформирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Формирование и развитие навыков грамотного письма интересует всех учителей, так как мы призваны обеспечить формирование прочных навыков безошибочного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходимо осуществлять постоянную, систематическую работу в этом направлении. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями. В ходе такой работы будет постепенно формироваться, по словам известного лингвиста Л. Щербы «твёрдый зрительный образ» слова.Словарные слова с непроверяемыми орфограммами это слова, написание которых нельзя объяснить действующими правилами русского языка. Их правописание нужно запомнить, а для проверки использовать орфографические словари. В каждом классе учащиеся запоминают написание определённого количества словарных слов. Все слова, записанные в словаре, учащиеся заучивают наизусть. Это достигается путём частого употребления их в различных заданиях и упражнениях. Чем большим ребенок воспринимает слово, тем оно прочнее запоминается. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.При формировании умения безошибочно писать слова с непроверяемыми орфограммами учителю необходимо понимать задачи, которые стоят перед ним. Для себя я определила следующие задачи: - совершенствовать умение безошибочно записывать слова с непроверяемыми орфограммами;- развивать устную и письменную речь, внимание и логическое мышление;- воспитывать интерес к изучению русского языка. В своей работе я использую разнообразные методы и приемы, которые способствуют прочному запоминанию правильного написания словарных слов. Словарную работу провожу на каждом уроке.При изучении нового словарного слова работаю по алгоритму:- объяснить лексическое значение слова;- провести орфографическую работу над словом (поставить ударение, подчеркнуть или выделить зеленым цветом орфограмму);- разделить слово на слоги и для переноса (я/го/да, яго да).Иногда при изучении словарного слова использую частичный фонетический анализ слова. Например: написать транскрипцию слова мороз [марос], подчеркнуть согласные или гласные, почеркнуть мягкие или твердые согласные, дать характеристику любого согласного звука.При письменном заучивании слова провожу следующие виды работ:- запись слова под диктовку;- подбор однокоренных слов;- составление словосочетаний и предложений со словарным словом;- творческая работа (вспомнить пословицу, поговорку, загадку).При обучении словарным словам в начальной школе важно использовать разнообразные практические приёмы, способствующие эффективному усвоению новой лексики у детей. Такими приемами я и хочу поделиться с коллегами.Самым распространенным видом словарноорфографической работы остаются диктанты. Традиционно учителя используют слуховые, зрительные, картинные, выборочные, диктанты с комментированием или диктант по памяти. Но для того, чтобы заинтересовать учащихся, я использую творческие диктанты.ЗАМЕНИ ОДНИМ СЛОВОМКоробочка для хранения ручек, карандашей.Сшитые листы чистой бумаги для письма.Тетрадь с чистыми листами для рисунков.Деревянная палочка со стержнем для рисования.ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫКого в шутку называют косым?Кого величают по отчеству Патрикеевна?У кого из зверей фамилия Топтыгин?Верный друг человека?НА ЗАГАДКУ ЕСТЬ ОТГАДКАВ нем так комфортно и легко, Всем законам вопреки,Надену я в мороз ... Мчат, по речке, нас ...В лес пойду я по грибы, Влезть в курятник не боитсяЗаодно, и ... Наша хитрая...Эти ягоды, все знают, Буквы, флешки, монитор,Нам лекарство заменяют. Запускается мотор...Если вы больны ангиной, Мышь имеется при нём,Пейте на ночь чай с Как его мы назовём?НАЙДИ СЛОВАРНОЕ СЛОВО В ПОСЛОВИЦАХЯзык есть, а ума нетОтец наказывает, отец и хвалитОдежда лучше новая, а другстарыйРодина начинается с семьиСлово не воробей, вылетитне поймаешьКапуста любит воду да хорошую погодуНе вырастишь овощейне сваришь и щейОвёс сей в грязьбудешь князьВ октябре до обедаосень, а после обедазимаНАПИШИ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА, НАЧИНАЮЩИЕСЯ С КАЖДОЙ БУКВЫ СЛОВА ОГОРОД (ЯБЛОКО)О__________________ Я ___________________ Г__________________ Б ___________________О__________________ Л ___________________Р__________________ О ___________________О__________________ К ____________________Д__________________ О ____________________СОСТАВЬ СЛОВО С ПОМОЩЬЮ ЦИФРО П А У Д С Е У Ч И К Н С К С А Л2 1 6 4 5 3 3 1 2 5 6 4 4 1 5 3 2АНАГРАММЫО Б И С А П С А К О Р О С Б Р Ь О К Я Т С Т А Л У Й Ж А О П Р О Н А В О Н Е С Ь Р Б Я ТТ С В У Й В А Р Д З Б Е Й В О О Р К А Б Р Ь Д ЕО К А Л Б О Г И Р Ь С Н Е К А Д А Р Ь Л ЕРабота по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Вот еще один прием, который использую при изучениисловарных слов,синквейн.Синквейн основан на составлении стихотворения из пяти нерифмованных строк. В отличие от традиционных стихов, синквейн не требует рифмы, но имеет строгую композиционную форму. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАГОЛОВОК СИНКВЕЙНА или ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМУ СИНКВЕЙНА1. ??????? Верная, преданная. Охраняет, защищает, любит. Единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя. Друг (СОБАКА)2. ??? 3. ??? Огромный, косолапый. Десертная, форфоровая Рычит, бродит, нападает. Подавать, разбить, мыть. Зимой лапу сосет. Емкость, служащая для еды. Мед (МЕДВЕДЬ) Посуда (ТАРЕЛКА)РЕЗЮМИРОВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ (подобрать синоним к теме синквейна)1.Ягода 2.??? (ДЕВОЧКА) Сладкая, вкусная. Воспитанная, прилежная. Поспела, собрали, поели. Учится, постигает, понимает. Мишка эту ягоду очень любит. Учеба ей приносит радость. ??? (МАЛИНА) ??? (УЧЕНИЦА)Важно также проводить повторение и закрепление материала, чтобы дети не забывали выученные слова. Практические задания, способствующие повторению и закреплению словарных слов:ДОПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯВсе просыпаются, когда поет… (петух)Нельзя было выйти на улицу без…(пальто).Стрекочет перепуганная…(сорока).В фигурном катании не обойтись без хороших…(коньков). из моего класса всегда придут на помощь. (Ребята).Человек без - что соловей без песни. (родина).Самый главный город в России это… (Москва).НАЙДИТЕ В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО. ПО КАКОМУ ПРИЦИПУ ОТОБРАНЫ СЛОВА?Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь. Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.ПОДБЕРИ К СЛОВАРНЫМ СЛОВА ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер (ветерок, ветреный, проветрить).ЗАДАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИ ЗАЧЕРКНИТЕ СОГЛАСНЫЕ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ, И ВЫ УЗНАЕТЕ СЛОВО. ЖОШГЦОЖРШОЦД (огород) ПЖОЦСШУЖДЦА (посуда)РЖОЦЖДШИЖНЦА (Родина) ЦСЖЕШНЦЖТЦЯЖБЖРЬ (сентябрь)СЛОГ «ПОТЕРЯЛСЯ»…ЧЕНИК (УЧЕНИК) …НАЛ (ПЕНАЛ)…РАНДАШ (КАРАНДАШ) …ХАР (САХАР)…СИЦА (ЛИСИЦА) …ПЬЮТНР (КОМПЬЮТЕР)СОСТАВЬ СЛОВО, СОБИРАЯ СЛОГИДЕ, НЫЙ, ЖУР (дежурный) РАДЬ, ТЕТ (тетрадь) ВОЧ, ДЕ, КА (девочка) КАБРЬ, ДЕ (декабрь)ИЗ КАКИХ СЛОВ «ВЫПАЛИ» ГЛАСНЫЕ? М…Ш…Н… (машина) М…Л…Н… (малина)З…В…Д (завод) …З…К (язык)Н…БРЬ (ноябрь) …В…Щ… (овощи)ПОДБОР К СЛОВУ СИНОНИМОВ И АНТОНИМЫСинонимы:алфавит - азбука,весело радостно,ветер ураган вихрь, извините простите,комната светлица горница каморка, спасибо - благодарю.Антонимы:быстро медленно,весело грустно,город деревня,дорога аллея, шоссе,здравствуй до свидания, прощай,мороз жара,пришел ушел,рассвет закат, родина чужбина,спасибо пожалуйста,хорошо плохо,чёрный белый.Обогащать ребенка новыми знаниями, активизировать мыслительную деятельность, внимание помогает игра. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.В ТЕАТРЕ (инсценировка слов)показать слово «ДЕЖУРНЫЙ» через движение;изобразить «САХАР» с помощью мимики.ИГРА «СЛЫШУ ГОЛОС»Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы.В…робей каркаетВ…рона стрекочетК…рова кукарекаетП…тух чирикаетС…бака мычитС…рока лает ИГРА «КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ АЛФАВИТ»Записать слова в алфавитном порядке: п…жалу…ст…, ч…л….век, к…никулы, х…зя…н, г…р…зонт, к…мбайн, б…гаж, к…л…ндарь, пр…красный, ш…фёр, …щё, к…рабль, к…стюм, ж…лез…, п…сс…жир, в…кзал, б…лет, дв…надц…ть, …десь, т…перь.«СЛОВАРНЫЙ АУКЦИОН» Кто больше вспомнит слов на определённую букву.Работа со словарным словом тесно связана со словарем. Правильно организованная словарная работа позволит развить навыки работы учащихся со словарями и справочной литературой, научит извлекать необходимую информацию и добывать знания самостоятельно. Вот некоторые виды индивидуальных исследовательских заданий по словарю для учащихся:- записать слова, которые начинаются с буквы С, с буквы У и т. д.;- перечислить названия учебных вещей, птиц, животных, людей;- выписать из словаря слова, обозначающие названия животных;- выписать из словаря слова, обозначающие названия птиц (зимующих, перелётных);- выпиши названия месяцев;- выпиши 6 имен существительных с ь на конце слова и укажи склонение;- выпиши слова. отвечающие на вопрос кто? и что? (одушевленные и неодушевленные предметы);- запиши дни недели в нужном порядке;- выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Овощи», «Школа»;- подбери к данным схемам слова (береза, девочка и др.);- подбери имена существительные к глаголам и определи время глаголов: помогает, созрели, наступит (товарищ, помидоры, декабрь);- подбери существительные к именам прилагательным, определи род: опрятная, дождливое, шустрый, ответственный, новые (девочка, облако, мальчик, директор, коньки); - выпиши по 3 существительных женского рода (береза, деревня, машина), мужского (альбом, дежурный, стакан) и среднего (пальто, облако, молоко);- выпиши имя существительное, которое употребляется только в единственном числе и измени его по падежам (молоко);- исправь ошибки и проверь по словарю: алфовит, воробей, пасажир, плоток, Масква, коток, карандаш, иний, портфель, магазин;- выпиши 5-6 слов с безударной гласной е (а,о) и образуй новые слова при помощи суффикса. Например: береза березка, мороз морозец, сахар сахарок;- выпиши 3 слова, от которых можно образовать имена прилагательные и разбери их по составу (береза, березовый; яблоко, яблочный; столица, столичный; пассажир, пассажирский); - выпиши слова, которые являются именами существительными и прилагательными (дежурный, рабочий, русский);- поставь ударение в словах, проверь по словарю: алфавит, магазин, цемент, арбуз, щавель, библиотека). На каждом уроке педагог проводит воспитательную работу, опираясь на тему и материал урока. Изучая и закрепляя словарные слова, можно проводить такую работу. О бережном отношении к природе можно поговорить при изучении слов на темы «Птицы», «Животные», «Растения». «Одежда», «Школьные принадлежности» - беседа об аккуратности; «Инструменты», «Профессии», «Школа» - трудовое воспитание, уважение к людям труда и профориентация и др.. При изучении словарных слов мы прививаем любовь к родному слову, к русскому языку.Работа со словарными словами должна быть системной, разнообразной и увлекательной. Для этого словарные слова часто включаю в различные упражнения и задания, которые выполняются на всех этапах урока. Комбинируя традиционные методы (письмо, диктанты) с современными подходами (игры, цифровые технологии), учитель может добиться высокой грамотности учащихся и расширить знания о слове и богатстве родного языка. Чем больше слов узнает ученик, тем богаче будет его речь, тем легче ему будет учится, тем прочнее будут его знания. Советую всем учителям начальной школы помнить слова ученого языковеда, педагога и методиста Алексея Васильевича Текучева о словарной работе. Он писал: «Словарная работа это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».ЛИТЕРАТУРА777 лучших загадок про животных и растения. - М.: Владис, 2021.Русские народные загадки, пословицы,  поговорки.- Москва, 1990.Русские пословицы и поговорки. – Москва,  2000.Т. Тарабарина  Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.  – Ярославль, 1997.Хесин, В. Г. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Загадки / В.Г. Хесин, В.А. Степанов. - М.: Фламинго, 2018.