Нейроигры как инструмент коррекции речевых дефектов при закреплении правильного произношения звуков.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нейроигры как инструмент коррекции речевых дефектов при закреплении правильного произношения звуков.
Автор: Серикова Анна Андреевна

Нейроигры как инструмент коррекции речевых дефектов при закреплении правильного произношения звуков.В настоящее время в нашем дошкольном учреждении отмечается увеличение числа детей с выраженными нарушениями речи, что является актуальной проблемой. При этом изменился характер и степень тяжести речевых нарушений. Затрагиваются все основные компоненты речи: произношение, структура слогов в словах, фонематическое восприятие, словарный запас и грамматический строй, а также связная речь.Исследователи, такие как Т. Г. Визель, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, утверждают, что развитие речи невозможно без активации трёхуровневой системы, разработанной А. Р. Лурия в его теории о трёх функциональных блоках мозга и принципах их взаимодействия.Трудности в речевом развитии детей обусловлены особенностями функционирования их головного мозга. Процесс внедрения правильно произносимых звуков в свободную речь становится длительным и требующим больших усилий. Многократное повторение речевого материала вызывает утомление и потерю интереса к занятиям с логопедом. Это заставляет постоянно искать новые и эффективные методы для решения этих проблем. Одним из таких решений является использование нейроигр и упражнений на этапе закрепления поставленных звуков.Нейроигры – это специальные игровые комплексы упражнений, направленные на исправление речевых нарушений и развитие психических процессов через движение. Эти игры и упражнения стимулируют речь, укрепляют межполушарные связи, развивают мышление, память, повышают концентрацию внимания и улучшают координацию. В логопедической практике нейроигры используются в сочетании с речевым материалом. Ребёнок выполняет двигательные упражнения, одновременно произнося отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания, скороговорки и стихи.При выборе нейроигр важно учитывать возрастные, индивидуальные и речевые особенности каждого ребёнка. Педагог сначала самостоятельно изучает предлагаемые нейроигры, а затем знакомит с ними ребёнка. В дальнейшем педагог контролирует выполнение упражнений ребёнком. Движения должны быть чёткими, а произношение речевого материала – правильным.В условиях группы я использую различные нейроигры и упражнения в процессе закрепления звуков. Подробнее остановлюсь на каждом этапе.На этапе закрепления изолированного звука я использую «Умные дорожки», лабиринты и нейротренажёры, с помощью которых ребёнок одновременно двумя руками «рисует» зеркальные, симметричные или асимметричные линии, «шагает» пальцами обеих рук по дорожкам, произнося закрепляемый звук. Важно следить за согласованностью движений рук и правильным произнесением звуков.В процессе закрепления звуков в слогах я использую су-джок мячики и колечки. Катая мячики по ладоням, надевая колечки на пальцы, ребёнок массирует ладони и одновременно произносит слоги с нужным звуком. Выкладывание дорожек или фигурок из камней Марблс, шишек, каштанов, крышечек и других природных материалов или подручных средств, их сортировка с одновременным проговариванием слогов вызывает у детей положительные эмоции.Закрепить звук в словах помогают нейрокарточки с кинезиопозами и жестами, нейротаблицы на внимание, где необходимо искать предметы справа и слева, вверху и внизу. А также по схемам, игры «Умные колокольчики» и «Разноцветные присоски», настольный и напольный твистеры, игры с мячом, различные игры-ходилки и лабиринты, зашумленные картинки. Для развития графомоторных навыков и ориентации на листе бумаги я использую различные обводилки картинок, в названии которых есть закрепляемый звук, и разноцветные фломастеры. Все эти игры направлены на согласование слов с нужным звуком с движением, а также на развитие пространственной координации и лексико-грамматического строя речи.Наряду с уже перечисленными играми я активно использую нейропсихологические игры с мячом на этапе закрепления звуков в скороговорках и стихах. Ребёнок может сам отбивать мяч об пол или стену, передавать, перекатывать и бросать его взрослому. Существует целый комплекс таких игр, где мяч перекладывается из правой руки в левую и наоборот, передается себе или соседу с различными комбинациями движений. Темп движений и произнесения стихотворений поначалу может быть медленным, а затем по мере запоминания движений и слов можно постепенно ускоряться.Кинезиологические сказки дают широкий простор для фантазии на этапе введения закреплённого звука в связную речь ребёнка. Они строятся на простом сюжете, изобилующем предложениями с нужным звуком, а также на базовых кинезиологических упражнениях. Например, начать можно так: однажды маленький ежонок (упр. «Ёжик»: соединить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой) убежал… Дети с удовольствием участвуют в развитии сюжета. Играть можно как за столом, так и на коврике, на полу.Таким образом, предложенные нейроигры повышают эффективность процесса закрепления звуков, повышают мотивацию к обучению, что в целом позволяет успешно преодолевать речевые нарушения у детей и способствует гармоничному развитию личности дошкольника.