"Мелкая моторика в системе образования ДОУ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мелкая моторика в системе образования ДОУ"
Автор: Ковалева Лариса Евгеньевна

Мелкая моторика в системе образования ДОУОб особенной роли мелкой моторики в физическом, речевом и интеллектуальном развитии детей знают все. От рождения ребенка родители, а потом педагоги, уделяют значительное внимание тренировке его пальчиков.Ребенок познает окружающую его действительность прежде всего органами чувств – рассматривает, прислушивается к разнообразию звуков, исследует на ощупь, на вкус, на запах. Взаимодействие с миром происходит в результате двигательной активности ребенка. Результатом этой активности становится познавательная деятельность и интенсивное развитие.Наукой уже давно доказано, что от развития крупной и мелкой моторики напрямую зависит развитие интеллекта, речи, воображения, памяти и внимания. Мелкая моторика помогает ребенку исследовать, анализировать, классифицировать, сравнивать окружающие предметы и благодаря этому лучше понимать мир, в котором он живет.В детстве, когда активно формируются речевые зоны коры головного мозга, особенное влияние на их развитие имеют импульсы, которые поступают от пальцев рук и стимулируют речевую и умственную деятельность. Кроме того, движения кистей и пальцев помогают снять общее напряжение, что способствует улучшению артикуляции звуков, построению логически правильных, семантически связанных выражений.Именно поэтому тренировка пальцев рук, развитие мелкой моторики является необходимым стимулом интенсивного развития речи ребенка и становится особым направлением в работе с детьми.Работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать как можно раньше, проводить ее систематически и последовательно, но дозированно, без переутомления. Такая работа должна приносить ребенку радость и удовольствие, вызывать положительные эмоции.Разнообразные упражнения и задания для пальчиков не только способствуют развитию речи и интеллектуальных способностей ребенка, но и помогают организовать деятельность в течении дня, отвлечь, развеселить, обеспечить психологический комфорт.Предлагая ребенку такую игру-упражнение, важно сразу настроить его на позитивный лад, правильно и четко воспроизводить движения и проговаривать звуки, повторяя по несколько раз. Ребенок сначала выполняет движения взрослого, потом повторяет звуки и слова и таким образом ненавязчиво развивается. Кроме того, систематическое проведение пальчиковых упражнений обеспечивает развитие и укрепление руки, готовит ее к письму.Основными видами упражнений для развития мелкой моторики можно назвать:- Пальчиковые упражнения и игры со стихотворным сопровождениемРазвивают мелкую моторику, координацию движений, способствуют интеллектуальному и речевому развитию, готовят руку к письму, формируют умение работать по образцу, инсценировать содержание стихов с помощью движений рук.- СказкотерапияАктивирует мелкую моторику кисти и зрительное внимание, развивает ловкость, гибкость, укрепляет мышцы рук. А также помогает совершенствовать актерские и творческие способности, способствует развитию воображения, образного мышления, фантазии, речевой активности.- ПсихогимнастикаЭтюды позволяют формировать и развивать умения детей распознавать и анализировать свои действия, эмоции и корректировать их, адекватно реагировать на негативные переживания, устанавливать эмоциональные контакты с окружающими, понимать невербальное поведение людей. Развивают эмоционально-волевую сферу, память, внимание, наблюдательность.- ФизкультминуткиРазвивают как мелкую моторику, так и движения всего тела, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.- Задания с использованием хромотерапииФормируют понимание сенсорных понятий: цвет, форма, величина; развивают умения классифицировать предметы и геометрические фигуры, упорядочивать события в хронологии, анализировать свои действия.- Игры с песком (крупами)Развивают творческий потенциал, активизируют пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренируют мелкую моторику рук, формируют умение различать на ощупь свойства песка и других сыпучих веществ.- Художественно-эстетические практики (рисование, лепка, аппликация)Формирует эстетическое отношение к окружающему миру, развивает мелкую моторику, образное мышление, воображение, память, точность движений, готовит руку к письму.