Современные технологии речевого развития дошкольников.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные технологии речевого развития дошкольников.
Автор: Анисимова Татьяна Викторовна

Современные технологии речевого развития дошкольников. Аннотация. В статье представлены современные образовательные технологии, направленные на развитие речи у дошкольников. Описываются основные подходы и методики, которые способствуют формированию у детей речевых навыков, развитию фонематического слуха, расширению словарного запаса и умению грамотно строить предложения, высказывания. Ключевые слова: речевое развитие, современные игровые технологии, су-джок терапия, инновационные технологии.Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Работа по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. развивать у детей свободное владение языком, навыки речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ. Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;- технология должна носить здоровье сберегающий характер;- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.Педагогу нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.Понятие «игровые технологии речевого развития» включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются самые популярные и простые в применении следующие технологии:1. артикуляционная и пальчиковая гимнастика2. моделирование3. мнемотехника4. сказкотерапия (сочинение детьми сказок),5. логоритмика6. составление описательного рассказа (об игрушках, предметах быта, природе )7. рассказы детей из опыта8. творческое рассказывание9. ИКТ-технологии10. Синквейны11. Технология ТРИЗ12. LEGO-технология.У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.Моделирование, процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила теплая весна. Дует теплый ветер».Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение воспроизведение информации. Даная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной); мышления, внимания, воображения и развития речи дошкольников. Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов, скороговорок. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы (лиса – рыжая, елочка – зеленая). Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.Сказки «наизнанку», используя этот метод, мы умышленно «переворачиваем» сказку: злых персонажей делаем добрыми, маленьких – большими, красивых – уродливыми, события меняем на противоположные. В итоге получается сказка либо совсем новая, либо частично – это зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам истории.Также можно применять игры с определением последовательности (одевания, выращивания растений и прочее). Детям очень нравится такой игровой процесс обучения, во время которого они, не замечая, осваивают грамотную речь.Синквейн, еще один из инновационных методов развития речи дошкольников. Это стихотворение без рифмы. Его составление — возможность пополнить словарный запас и побудить ребенка к размышлению. Как это работает?Для начала детям нужно объяснить, что такое сам предмет и что такое действия. Рассказать, какими могут быть признаки предмета, разницу между живыми и неживыми. По возможности научить ставить вопросы к предметам, их действиям и свойствам, отображать их на бумаге.Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.Цель сторителлинга обогащение устной речиразвитие у старших дошкольников умения составлять рассказыСочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.Рассказывание историй с помощью  «Кубики историй» имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно Стоит только произнести фразу«Однажды со мной произошёл такой случай…», или «Хочу вам рассказать, как когда-то я….», и сразу же это привлекает внимание детей.LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.В процессе занятий по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие. При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объёмному изображению декораций из конструктора, помогают ребёнку лучше пересказывать.ТРИЗ технология, умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Метод Су-Джок, массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.ИКТ (Информационно - коммуникативные технологии) позволяют нам объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию речи, сделать каждую деятельность нетрадиционной, яркой, насыщенной.Подобранные компьютерные программы, иллюстративный и речевой материал, помогает при обучении детей составлению рассказов, пересказу произведений. С помощью компьютера мы можем не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером, как проигрывателем CD.Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. На занятиях благотворно влияет на развитие всех компонентов устной речи у детей и способствует развитию речи как средству общения дошкольников.Роль педагога в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.Список используемой литературы:1. Панфилова, М.А. Игротерапия общения.- М.:Просвещение, 2002.2. Полянская, Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - М.: Детство-Пресс, 2010.3. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.4. Интернет-ресурсы, для подбора картинок, схем предлогов.5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб. , 1999.7. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Детство-Пресс, 1999.