Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Йога смеха»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Йога смеха»
Автор: Ефремова Елена Валерьевна
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИВАНОВАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «ПРИТЯЖЕНИЕ»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма«Йога смеха»(стартовый уровень)Направленность: физкультурно-спортивнаяПрофиль: физическая подготовкаВозраст детей: 6-10 летСрок реализации: 1 год Автор-составитель: Ефремова Елена Валерьевна, педагог дополнительного образованияИваново, 2025 Содержание: Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1.Пояснительная записка……………………………………………….31.2.Цели и задачи программы…………………………………………….41.3.Содержание программы………………………………………………5 1.4.Планируемые результаты…………………………………………… 8Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1.Краткий календарный учебный график…………………………….92.2.Условия реализации программы…………………………………… 92.3.Формы аттестации обучающихся………………………………..… 102.4.Оценочные материалы……………………………………………….102.5.Методические материалы……………………………………………..11 2.6.Список литературы……………………………………………….……12Приложения:Приложение №1 – Календарный учебный график -15Приложение №2 – План воспитательной работы - 20Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Йога смеха» разработана в 2025 году. Содержание программы направлено на приобретение теоретических, практических навыков общей физической подготовки и ориентирована на укрепление здоровья с помощью выполнения специальных дыхательных упражнений, формирование навыков позитивного мышления, здорового образа жизни, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом позитивной жизни, здоровья и счастья.Направленность программы– физкультурно-спортивная. Профиль – специальная физическая подготовка, развивающие игровые упражнения.Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена современным социальным заказом на полноценное разностороннее развитие детей их становления здоровыми и счастливыми людьми.В современных условиях, когда у многих детей под воздействием стресса развиваются физические и психологические заболевания, целенаправленные систематические занятия по йоге смеха, помогают с ними справиться, а также приобретают особое значение для профилактики их возникновения. Новизна программы Новизна программы в комплексном подходе при реализации задач, предполагающих развивающую направленность. Данная комплексность основывается на следующих принципах:- профилактика стресса посредством выполнения специальных дыхательных упражнений, хлопков, игровых упражнений, смехо и звуко-медитаций;- формирование у детей общительности, способности к эффективному взаимодействию в паре и в группе.- повышение уровня стрессоустойчивости у детей, профилактика конфликтных ситуаций за счет более позитивного отношения детей друг к другу,- приоритет позитивного мышления, здоровья и счастья.- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности при выполнении специальных игровых упражнений.Педагогическая целесообразность и воспитательный потенциал программы. При занятиях по йоге смеха развивается эмоциональный интеллект, позитивный настрой, укрепляется физическое здоровье, в частности дыхательная система, сердечно-сосудистая, повышается уровень иммунитета. Благодаря смехотерапии и позитивному общению в коллективе, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности, прогрессирует личностный рост. Каждый ребенок, овладев знаниями, умениями, навыками в рамках материала программы сможет применять их в дальнейшей жизни, чтобы быть более здоровым и более счастливым человеком.Уровень программы – стартовый. Стартовый уровень программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации занятий, минимальную сложность материала предлагаемого для освоения содержания программы.Адресат программы – дети 6-10 летМладший школьный возраст — благоприятный период для развития всех физических способностей и психо-эмоциональных качеств. Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на занятиях четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном выполнении указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий при выполнении заданий, стимулирующих их воображение, инициативность, работу в команде.Поскольку ведущим видом деятельности у младших школьников является игра, то все занятия построены с применением игровых элементов и упражнений, обязательно даётся качественная оценка их выполнения.Объем и срок освоения программы. Срок реализации – 1 год. Количество учебных недель – 45 (36 – основная образовательная деятельность, 9 – занятость в летний каникулярный период) Общее количество часов – 90 часов (72 – основная образовательная деятельность + 18 часов – занятость в летний каникулярный период).Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 часу. Академический час – 45 минут.Форма обучения – очная. Форма организации занятий - групповая с индивидуальным подходом.Состав групп – постоянный, разновозрастной.Количество обучающихся в группе до 15 человек.Особенности организации образовательного процесса. Поскольку главной задачей является гармоничное развитие личности, то отбора детей по каким-то данным не предполагается (обучающиеся занимаются в коллективе по собственному желанию). Основанием для зачисления в коллектив служит заявление родителей ребёнка, необходимые документы, допуск врача. Формы подведения итогов: педагогическое наблюдение, тестирование, опрос.1.2. Цели и задачи программы Цель: создание условий для формирования позитивно-устойчивой мотивации к занятиямйогой смеха посредством освоения стартовых знаний и умений с последующей отработкой навыков их выполнения.Задачи: Личностные: формировать адекватную позитивную самооценку;формировать мотивацию к занятиям;формировать у обучающихся навыки самоконтроля, здорового образа жизни и позитивного мышления.развивать коммуникативные навыки.Метапредметные:формировать элементарные умения планировать свою деятельность;развивать навыки самоорганизации, самоанализа и самоконтроля;обучать умению принимать и сохранять цели учебной деятельности, определятьнаиболее эффективные способы достижения результата;способствовать развитию творческих способностей, воображения. Образовательные (предметные):познакомить с историей возникновения и концепцией йоги смеха;познакомить со способами преодоления стресса;обучить специальным дыхательным упражнениям, диафрагмальному дыханию;обучить комплексам игровых упражнений с оздоровительной направленностью, звуко-медитации, смехо-медитации.1.3. Содержание программы.Учебный план Содержание учебно-тематического плана. 1.4. Планируемые результатыЛичностные: имеют сформированную адекватную позитивную самооценку;проявляют позитивную мотивацию к занятиям по йоге смеха;проявляют навыки здорового образа жизни и самоконтроля, позитивного мышления; проявляют сформированные коммуникативные навыки (общительность, умение работать в группе и в паре, синхронное выполнение упражнений);Метапредметные:обладают умениями планировать свою деятельность;проявляют навыки самоорганизации, самоанализа и самоконтроля;проявляют умение принимать и сохранять цели учебной деятельности, определятьнаиболее эффективные способы достижения результата;проявляют более развитые творческие способности, воображение.Образовательные (предметные): Будут знать:историю возникновения и концептуальную составляющую йоги смехапрактическую значимость смеха и улыбок для физического и эмоционального состояния человека,влияние йоги смеха на эмоциональное развитие интеллекта .правила самоконтроля и гигиены эмоций;антистрессовые методы.Будут уметь:выполнять специальные дыхательные упражнения;обладать развитым диафрагмальным дыханием;выполнять комплексы игровых упражнений с оздоровительной направленностью, звоко-медитации, смехо-медитации.повышать уровень стрессоустойчивости.Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»2.1.Краткий календарный учебный графикКоличество учебных недель – 45.Количество учебных часов. Всего – 90.Количество учебных дней – 90 Начало занятий – 1 сентября. Окончание занятий – 31 августа.2.2. Условия реализации программы Материально-техническая база:-помещение для занятий, соответствующее санитарно – эпидемиологическим требованиям не менее 23 м2 (2м2 на одного ребенка)-музыкальная аппаратура для отдельных занятий,Инвентарь, мебель:- столы, стулья или скамейки;- секундомер;- маты или коврики (по возможности).Информационные ресурсы:-Статьи о пользе Йоги Смеха и научных исследованиях ученых со всего мира: -Йога смеха в России: Педагогическое обеспечениеПедагог дополнительного образования со специальным образованием в области йоги смеха.2.3. Формы аттестации Формы контроля:- педагогическое наблюдение;- опрос;- тестирование.Формы подведения итогов реализации программы:- итоговый контроль умений и навыков – итоговое занятие (тестирование на физическое, эмоциональное состояние, отношение друг к другу в группе (итоговый результат).)Сроки проведения – до 31 мая ( в летние месяцы июнь – август проводиться работа по совершенствованию комплексов упражнений). 2.4. Оценочные материалыПедагогическая диагностика предметнаяКритерии оценки развития коммуникативных компетенций и мотивации к занятиям1).Коммуникативные и компетенции - взаимодействие в паре, группе:Низкий уровень – не проявляет умений коллективно планировать, взаимодействовать с участниками процесса. Средний уровень – не всегда проявляет умения коллективно планировать, взаимодействовать с участниками процесса.Высокий уровень – Проявляет умения коллективно планировать, взаимодействовать с участниками группы.2).Уровень мотивации к занятиям – активность участия в теоретических и практических занятиях.Низкий уровень –Не проявляет интерес к занятиям и неактивен.Средний уровень - не всегда проявляет интерес к занятиям.Высокий уровень – всегда проявляет высокий интерес к занятиям.2.5. Методические материалыКаждое учебно-тренировочное занятие имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, направлено на освоение учебного материала конкретной темы. Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение индивидуального подхода к обучающимся с учетом их состояния здоровья и эмоционального состояния, особенностей развития психических свойств и качеств. Большие возможности для обучения заложены в принципе совместной деятельности педагога и ребёнка. Отличительной особенностью преподавания йоги смеха является игровой метод. Большинство упражнений даётся в форме игры. В процессе обучения детей йогой смеха на всех этапах используются общие дидактические методы:-Словесные. С помощью таких приемов как объяснение, рассказ, распоряжение, команда, беседы и замечания у обучающихся создается предварительное представление об упражнении, возникает желание заниматься данным видом деятельности, возникает возможность оценить итоги выполнения задания);-Наглядные.-Игровые:1) подвижные игры;Практические. Методы выполнения упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условий выполнения заданий. Методика обучения направлена на то, чтобы программа была принята ребенком, и он с желанием выполнял ее. Все занятия проводятся на основе сотрудничества, ребенок является активным субъектом. В этих условиях ребенок раскрывается как личность. Он сам может оценить свои успехи.Формы занятий:- практическое учебное занятие;-теоретическое учебное занятие;- смешанные занятия;- занятие-игра. Алгоритм построения занятия:1)теоретическая часть: -анализ предыдущего занятия, оценка остаточных знаний, определение реализованных задач, -изучение новой темы2) Выполнение практических заданий, в т.ч. -замер шкалы радости, -разминка с выполнением специальных дыхательных упражнений, -тренировка выполнения улыбок, смеха, игровых упражнений, хлопков, -смехо-звуко-медитации.3) Рефлексия, подведение итогов занятия.Применяемые педагогические технологии:1) Здоровьесберегающие технологии, включающие выполнение:-дыхательных упражнений, динамических упражнений, - релаксационных методик для снижения утомляемости и стресса.-перезагрузочных упражнений для позитивного настроя и сплоченности учащихся в группе.2) Игровые технологии, включая использование игровых форм для повышения мотивации и вовлеченности учащихся.3) Технология «Педагогика сотрудничества». Переход от педагогики требований к педагогике сотрудничества. Гуманно-личностный подход к ребенку.4) Технология развивающего обучения. Ориентация образовательной деятельности на потенциальные возможности ребенка и их реализации.5) Технология дифференцированного обучения. Создание максимальных условий для выявления задатков и развития интересов и способностей каждого обучающегося с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.2.6. Список литературыУказ Президента России от 7 мая 2024 г. N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года и на перспективу до 2036 года»Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. От 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»Федеральный Проект «Патриотическое воспитание» (01.01.2021)Национальный Проект «Образование» (Приказ от 24.12.2018 № 16)Национальный Проект «Молодежь и дети» (разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года)Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2021 N 3894-р (ред. от 20.03.2023)«Об утверждении Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года»Приказ Минпросвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительных образовательным программам»Приказ Минпросвещения России от 03 сентября 2019г. № 467 « Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (изм. 21.04.2023г.)Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых» Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. N ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» Методические рекомендации Минобрнауки России по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом особых образовательных потребностей от 29.03.2016 г. № ВК 641/09Методические рекомендации по реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий от 07.05.2020 г. №ВБ-976/04Локальный акт «Положение о разработке, порядке утверждения, реализации и корректировке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО ЦСК «Притяжение»»Литература для педагога:Катария М. Йога Смеха для счастья и здоровья.- Бангалор: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД ЙОГИ СМЕХА, 2017.Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751;Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994Рутман Э.М. Как преодолеть стресс.- М.:ТОО «ТП» Секачев В.,1998.Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия "Игровые технологии"- М.:ТЦ Сфера, 2003. Список рекомендованной литературы для детей:Головоломка. Disney.Любимые мультфильмы. Книга для чтения., М:Эксмо, 2020.Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. Начинайте день с зарядки. – М.,1981.Зубкова Л. «Ох и Ах». Мультсказка для дошкольного и младшего школьного возраста, М:Яблоко, 2016.Портер Э. «Полианна», М: Издательский дом Мещерякова, 2021Сент-Экзюпери Антуан де «Маленький принц», - М.:Эксмо, 2021.Хармс Д. "Весёлый старичок"-,М, 2011Список рекомендованной литературы для родителей:Казинс Н. «Анатомия болезни с точки зрения пациента. Размышления о лечении и выздоровлении».-М: Физкультура и спорт, 1991.Катария М. Йога Смеха для счастья и здоровья.- Бангалор: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД ЙОГИ СМЕХА, 2017Леонов Е. «Письма сыну»-М:АСТ, 2020.Шабанов С., Алешина А. «Эмоциональный интеллект. Российская практика». 6-е издание. М: Манн, Иванов и Фербер, 2019.Приложение №1 Календарный учебный график науч. ____2025/2026___________год Программа (название, уровень): «Йога смеха» (стартовый уровень)Год обучения: 1, режим 1 раз по 2 часа Приложение №2План воспитательной работыЦель:Создание условий для развития свободной, талантливой, физически здоровой личности ребенка, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.Задачи:-приобщение обучающихся детей к здоровому образу жизни, позитивному мышлению, рациональному и гуманному мировоззрению;-воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма. Формы работы:Беседы;Коллективные творческие дела (участие в патриотических акциях).Методы воспитательного воздействия:Словесные (объяснение, беседа, диалог, рассказ);Наглядные (мультимедийные материалы, иллюстрации);Игровые (организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт коммуникативных отношений);Практические (коллективная творческая деятельность, выполнение заданий творческого характера, опора в воспитательном процессе на личный эмоциональный, визуальный опыт учащихся).Основное направление деятельности Здоровьесберегающее. Направленно на совершенствование и развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека и его эмоционального состояния, формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях, двигательных умениях, навыков, связанных с ними знаний, потребности в активном, здоровом образе жизни, позитивном мышлении, гигиене эмоций, негативного отношения к вредным, для здоровья человека, привычкам.Ожидаемые результаты:- сформированы навыки здорового образа жизни (отказ от вредных привычек, физическая активность, занятия творчеством и играми, позитивное мышление, забота о своем эмоциональном состоянии);-сформированы основы патриотических качеств (уважительное отношение к истории Отечества)Календарный план воспитательной работы.