«Адаптация обучающихся к учебному процессу после летних каникул»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Адаптация обучающихся к учебному процессу после летних каникул»
Автор: Терехина Наталья Ивановна

«Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС»Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политикиЖивя в условиях постоянного обновления знаний, современный человек ежедневно получает большой объём информации.Средства массовой информации, интернет требуют более новых способов её освоения. Уже в начальной школе обучающийся учится искать, преобразовывать, фиксировать, применять, оценивать достоверность полученной информации. Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. В процессе работы с различной информацией обучающиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию. Необходимость формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в ФГОС. В связи с этим учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. Новый подход к пониманию образовательных результатов определят необходимость рассказа о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны перерасти в умения и навыки). Упражнения, опрос и выставление учителем оценок не может обеспечить формирование учебных действий и не пробуждает потребность в самообразовании, снижает инициативу и стремление детей к познанию нового.Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методомДеятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний. У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Уровень собственной познавательной активности, уровень активности всех психических процессов, обучающихся с ОВЗ является недостаточным, и для их повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ. Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение – это совместная деятельность, которая основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель - ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность и совпадение целенаправленных действий учителя и обучающегося.Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются – теперь учитель должен организовать работу обучающихся чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.Задачи учителя:- своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к познанию нового;- показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой подход, другой закон, что-то изменить, взять иной материал др.). Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится роль организатора и управленца этим процессом. Учитель не должен быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать обучающимся, что- невозможно знать все, но можно и должно узнавать;- вместе с обучающимися определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее. Для включения обучающихся в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами обучающихся;- планировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, самостоятельной работы, диалогических и проектно- исследовательских методов;- привлекать для обсуждения прошлый опыт обучающихся;- оценивать достижения обучающихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.У деятельностного метода обучения есть свои преимущества:-он может применяться при изучении любого предмета;-главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение обучающихся в деятельность на всех этапах урока: постановки учебной задачи; «открытия» нового знания; самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;-деятельностный метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения;-обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. обучающимся очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у обучающихся формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность обучающихся. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, обучающиеся имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.7. Активные методы рефлексии:1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как обучающиеся осознали содержание пройденного материала);3) рефлексия деятельности (обучающийся должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность обучающихся с ОВЗ.Применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся с ОВЗ.Таким образом, деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост.В ходе такого образования обучающиеся с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.