Родительское собрание в 1 классе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родительское собрание в 1 классе
Автор: Гаспарян Гаяне Месроповна
Тема родительского собрания«Первые шаги ребёнка в школе. Итоги первой четверти»Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми. Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума. Участники: классный руководитель, родителиОсновные вопросы для обсуждения: 1. Адаптация первоклассников, уровни адаптации. Результаты анкетирования.2. Условия адаптации .Физиологические и психологические условия адаптации первоклассников к школе.3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению. 4. Советы для родителей.Ход собрания. - Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада нашей новой встрече с вами. Хочу поблагодарить вас, что нашли время и пришли на нашу встречу.Тема нашего сегодняшнего собрания звучит так «Первые шаги ребёнка в школе. Итоги первой четверти». О чём хотелось бы мне с вами поговорить по данному вопросу. Конечно же, о том, как идёт адаптация у наших первоклассников, обратить ваше внимание на уровни адаптации. Какие трудности мешают первоклассникам адаптироваться к новым условиям. Кроме основной темы мы коснёмся и вопросов, касающихся повседневной школьной жизни наших детей- первоклассников.II. Эмоциональный настрой на собрание. Родительский практикум в виде игры «Поляна чувств» -Вот уже прошло чуть больше двух месяцев, как ваш ребёнок переступил школьный порог и вы стали родителями первоклассников.В вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Мы попробуем из этих эмоций и чувств создать поляну, которая будет называться «Поляна чувств». Конечно, мы с вами будем создавать летнюю поляну. А она без цветов не может быть. Ваши чувства и эмоции будут выражены в цвете. Цветы здесь разных цветов и оттенков. Светлая цветовая гамма – говорит о положительном настрое, тёмная –говорят о проблемах в адаптации вашим ребёнком к школе.Сделать вывод по полученному рисунку.Эти первые месяцы пребывания вашего ребёнка в школе, конечно же, не обошлись без натиска капризов детей по поводу раннего вставания в школу, по поводу первых неудач и трудностей в учении и в приготовлении домашнего задания, может быть даже жалоб на товарищей по классу по поводу того, что кто-то их обижает. Что такое адаптация?На этом термине я уже останавливалась на нашем первом собрании. Мы рассматриваем школьную адаптацию. Это процесс привыкания и приспособления ребёнка к новым условиям, к новым требованиям, к новой деятельности, которое связано со школьным обучением. Но нельзя не коснуться и противоположного процесса адаптации- это школьная дезадаптация. Согласно научному определению- это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития.Если мы возьмём наших первоклассников, то процесс адаптации конечно же без трудностей не протекает.Но хотелось бы отметить, что часть ребят, примерно по моим наблюдениям - 7 учащихся (27 %), про которых можно уверенно сказать- у них уже прошла адаптация к школьному обучению, они стали настоящими учениками. В течение первого месяца сентября, они освоились в школе, приобрели друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. У этих ребят произошло освоение нового статуса – статуса ученика, новых требований, и нового режима. Это легкая форма адаптации.2- обучащихся (22%) имеют более длительный период адаптации. У них больше времени ушло, чтобы принять ситуацию обучения, иногда реагировали на замечания учителя капризами или слезами. Бывает и с одноклассниками не всегда складываются хорошие отношения. Лишь к концу первой четверти реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптации, которая наблюдается у учащихся.И у 1 обучающегося –это 11%, у которог адаптация проходит трудно и затягивается во времени. У этого ребёнка часто проявляется негативная форма поведения (мешает вести урок учителю, создают на уроке специально шум), наблюдаются резкие выбросы отрицательных эмоций. На переменах задирается, кричит. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы ребёнка, от его темперамента, черт характера, адаптационных способностей, от подготовленности ребёнка к школе и т.д.Почему нам, взрослым, нужно внимательно отслеживать этот период адаптации к обучению наших первоклассников?Потому что, от адаптации зависит успешность овладения ребёнком учебной деятельностью, комфортность его от пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению. Каждый первоклассник переживает и осознаёт этот период по-своему. 4. Психологи выделяют три уровня адаптации учащихся к школьному обучению.Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка. 1.Высокий уровень –Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно. - Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно.- Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. - Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). - Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. - Занимает в классе благоприятное статусное положение. 2.Средний уровень –Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. - Понимает учебный материал и усваивает содержание учебных программ. - Самостоятельно решает типовые задачи. - Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны. - Общественные поручения выполняет добросовестно. - Дружит со многими одноклассниками 3.Низкий уровень –(характеристика данного уровня)- Первоклассник отрицательно относится к школе. - Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение. - Наблюдаются нарушения дисциплины. - Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. - Самостоятельная работа с учебником затруднена. - При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. - Для того, чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей. - Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. - Пассивен, близких друзей не имеет. Результаты анкетирования.А теперь посмотрим, на каком уровне сформированы у наших первоклассников предпосылки учебной деятельности и адаптация к школьному обучению. Здесь помогли мне вами заполненные анкеты. В анкете для каждого вопроса были предложены на выбор три ответа. Один из них характеризует, что адаптация протекает нормально, второй ответ предостерегает от возможной дезадаптации ребёнка, если вовремя не обратить внимание и не помочь. И третий ответ показывает дезадаптацию ребёнка, и нас взрослых должно это настораживать.Вывод: Если взять класс в целом и посчитать в % отношении все те результаты на сегодняшний день, то получается – класс адаптирован к школьному обучению на 53%.На какие условия вы родители должны в первую очередь обратить внимание в период адаптации ребёнка к школьному обучению. «Условия адаптации»Не смогла не коснуться и причин дезадаптации.« Причины дезадаптации» В период адаптации очень большую роль играет стиль взаимоотношения взрослого с ребёнком. Конечно, отрицательные эмоции мы проявляем чаще, чем положительные. Хотя должно быть наоборот. Если ребёнка хвалят, поощряют, одобряют и т.д. он чувствует поддержку и будет больше стараться. Что делать:1. Бессмысленно и совсем не полезно паниковать, ругать и обвинять самого ребенка. Ребенок нуждается в помощи, а не в оценке и тем более не в порицании.2. Постарайтесь в беседах с ним выявить его «слабое место» – то, что именно является причиной дезадаптации: недостаток ли самостоятельности, неумение налаживать контакты с детьми или взрослыми, отсутствие мотивации, слабое развитие – и постарайтесь его устранить.3. Попробовать создать у ребенка сильную мотивацию, заинтересовать его чем-то в учебном процессе или хотя бы вне его, чтобы малыш воспринимал школу не как бессмысленное несчастье, обрушившееся на его голову, а как что-то полезное и интересное.Итоги первой четверти.Обучение в первом классе безотметочное.Первые недели обучения я сейчас вспоминаю как кошмарный сон. Дети, как пчёлы, без умолку что- то говорили, не слышали и не видели, что я с ними говорю, объясняю. Уровень работоспособности был очень низок и неустойчив. Очень много времени уходило на организацию и в начале урока и в течение урока приходилось много давать замечания, успокаивать. Активность детей была очень низкой. Из-за постоянного шума было трудно детям воспринимать и понимать тему урока.Но понемножку дети стали успокаиваться, привыкать к моим требованиям, а также помогла установка в начале урока – кто не отвлекается, получает жетончик «я - ученик » или «десятку» Ну и в конце учебного дня- смайлик. Хотя в настоящее время нет ещё полнейшей дисциплины, но всё таки изменения в поведении детей произошли большие. Сейчас можно уже более спокойно провести урок, хотя ещё бывает на каждом уроке нарушители дисциплины.Чтение. Большую часть первой четверти по чтению занял добукварный период. В этот период дети готовились к чтению, на уроках развивали устную речь, научились составлять схемы слов, предложений; познакомились с понятиями звук, гласные звуки, ударение, слог. До каникул успели познакомиться с восемью буквами.Дети, которые пришли в школу умеющими читать (4 ) или знающими букв, им легче работать на уроке чтения. Есть группа ребят, которые очень трудно запоминают буквы, очень трудно соединяют их в слоги. Какой совет вам можно дать, чтобы помочь ребёнку. Для запоминания букв – на развороте страницы букваря справа помещён текст. Не читающий ребёнок он не прочтёт этот текст, а вот буквы которые изучили он сможет найти и подчеркнуть. Здесь моно поймать двух зайцев: и буквы запомнить и внимательность развить. Изученные буквы каждый день повторяйте.Уроки письмаМоторные навыки, мелкие движения рук ещё очень несовершенны, это вызывает у ребёнка естественные трудности при овладении письмом. Вы это замечаете. На что вам нужно обратить внимание. В первую очередь1.на посадку ребёнка при письме2. на то как он держит ручку3. правильное положение тетради при письме4.отрабатывать письмо элементов букв в отдельной тетради в узкую линию, отрабатывать соединения букв, большую букву в именах людей, в начале предложения , знаки препинания в конце предложения5. обращаем внимание на аккуратностьС изучением букв начали печатать и писать прописные буквы. Здесь и проявилась неподготовленность руки к письму. С написанием отдельной буквы ещё можно сказать справляются, а когда пошли слоги и слова, здесь вот появилась трудность в соединении букв, в умении наблюдать за ними, следить за высотой букв. У многих рука дрожит. Буквы получаются неправильные.Какой совет можно дать. Мы должны развить мелкую моторику руки ребёнка. Предложить ему такие упражнении, которые в этом им способствуют и помогут.На листках предложенные упражнения.Уроки математики.По математике идёт знакомство с числовым рядом до 10.Что должен усвоить по данной теме? Ребёнок должен знать место числа в ряду, соотносить название числа с количеством предметов и с цифрами, уметь сравнивать его с другими числами, определять, на сколько больше или меньше другого числа, выполнять с ними арифметические действия на сложение и вычитание. Уметь составлять четвёрку примеров на взаимосвязь сложения и вычитания. Знать состав изученного числа. Научиться записывать число цифрой.Различать форму, цвет, размер изображённых предметов, уметь предметы группировать по этим признакам.Уметь читать равенства и неравенства, использовать при письменной записи знаки ,13 вредных советов родителям первоклассника1. Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы2. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября.Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, вкус к жизни вообще.4. Ни в коем случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка – это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!5. Помните, переписывание – лучший способ полюбить письмо, пусть даже со слезами на глазах6. И уж конечно, почаще ставьте в пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!7. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро и без проблем!8. Любой ценой заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез и конфликтов.9. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием по утрам или вечерам10. Одевайте ребенка тоже сами – сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает!11. Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти12. Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас, значит Вы – понимающий и заботливый родитель.13 вредных советов родителям первоклассника1. Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы2. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября.Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, вкус к жизни вообще.4. Ни в коем случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка – это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!5. Помните, переписывание – лучший способ полюбить письмо, пусть даже со слезами на глазах6. И уж конечно, почаще ставьте в пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!7. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро и без проблем!8. Любой ценой заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез и конфликтов.9. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием по утрам или вечерам10. Одевайте ребенка тоже сами – сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает!11. Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти12. Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас, значит Вы – понимающий и заботливый родитель.Упражнения для развития мелкой моторики руки.1.Лепка из глины и пластилина. Если на улице зима, то можно лепить из снега снеговиков, крепости, снежки.2.Рисование и раскрашивание картинок. Упражнения для рисования могут быть самыми различными: раскрашивание, штриховка, обвод картинки, дорисовывание предметов, рисование орнаментов и узоров, чудесное превращение геометрических фигур.3.Поделки из бумаги. Аппликации, оригами, плетение из бумажных полосок.4.Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек, сухих листьев, соломы, семян.5.Плетение из бисера. Плетение из цветной проволоки, из ниток. Плетение косичек из тесьмы.6.Нанизывание бус и пуговиц, ягод рябины.7.Все виды ручного творчества: вышивание, вязание, выжигание, чеканка, выпиливание.8.Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков.9.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Конструирование из палочек, спичечных коробков, катушек. Поделки из пластиковых или металлических деталей конструктора.10.Переборка круп. Насыпать на небольшое блюдечко горох, рис, гречку и попросить ребенка рассортировать.11.Теневой театр. На освещенной настольной лампой стене появляются удивительные птицы и звери, показанные руками.12. «Показ» стихотворения руками. Пусть ребенок изображает руками все, о чем говорится в стихотворении. Рассказывание стихотворения превратится в маленький спектакль.Упражнения для развития мелкой моторики руки.1.Лепка из глины и пластилина. Если на улице зима, то можно лепить из снега снеговиков, крепости, снежки.2.Рисование и раскрашивание картинок. Упражнения для рисования могут быть самыми различными: раскрашивание, штриховка, обвод картинки, дорисовывание предметов, рисование орнаментов и узоров, чудесное превращение геометрических фигур.3.Поделки из бумаги. Аппликации, оригами, плетение из бумажных полосок.4.Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек, сухих листьев, соломы, семян.5.Плетение из бисера. Плетение из цветной проволоки, из ниток. Плетение косичек из тесьмы.6.Нанизывание бус и пуговиц, ягод рябины.7.Все виды ручного творчества: вышивание, вязание, выжигание, чеканка, выпиливание.8.Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков.9.Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Конструирование из палочек, спичечных коробков, катушек. Поделки из пластиковых или металлических деталей конструктора.10.Переборка круп. Насыпать на небольшое блюдечко горох, рис, гречку и попросить ребенка рассортировать.11.Теневой театр. На освещенной настольной лампой стене появляются удивительные птицы и звери, показанные руками.12. «Показ» стихотворения руками. Пусть ребенок изображает руками все, о чем говорится в стихотворении. Рассказывание стихотворения превратится в маленький спектакль.