Доклад на пед. совет


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад на пед. совет
Автор: Попова Татьяна Ивановна

ДокладУчитель технологии: Попова Т. И.01.09.2025 г.Повышение мотивации к учебной деятельности младшего школьника через использование активных методов обучения (АМО) С 1 января 2010 года в действие был введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В основе стандарта лежит системно -деятельностный подход, который предполагает взаимную деятельность учителя и ученика во время учебного процесса. Целью такого взаимодействия является развитие и воспитание качеств личности ребёнка, отвечающих требованиям информационного общества. Однако педагоги знают, что развить необходимые качества личности школьника успешно нельзя, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к этому. К сожалению, в настоящее время, данная проблема как никогда стала актуальной. Дети не стремятся к знаниям, самоустраняются от учебной деятельности. Поэтому перед школой и в системе начальной школы стоит не только задача воспитания и развития качеств личности ребёнка, а и задача по формированию и постоянному повышению положительной мотивации к учебной деятельности. Начальная школа закладывает фундамент знанийПроблема мотивации исследовалась и исследуется достаточно широко как отечественными ( В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, В. И. Чирков и др.) так и зарубежными (Д. Берлайн, К. Левин, др.) учёными. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, данную проблему нельзя считать решённой. Пример тому родители обучающихся, которые нередко говорят то, что желания учиться, узнавать самостоятельно новое, ходить в школу у их ребёнка нет. А ведь исследования учёных говорят о том, что значение мотивации для успешной учёбы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учёбе и развитии ребёнка.Один из факторов, влияющий на мотивацию к учебной деятельности младшего школьника – организация самого процесса учения, т.е. использование педагогом разнообразных форм работы на занятии и методов, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.Для каждого этапа занятия, ученые предлагают разные активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа, и обеспечить положительную мотивацию обучения. К непосредственно активным методам, относятся такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Измерим, друг друга», «Летающие имена» ,эффективно и динамично помогут начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Например, можно предложить метод «Поздоровайся локтями» (Приложение №1)В настоящее время наиболее распространенными также являются следующие активные методы обучения:
  • практический эксперимент;
  • метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
  • групповое обсуждение — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
  • мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
  • деловая игра — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
  • К примеру, возьмём первый, самый краткосрочный организационно нформационный этап: мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.1. Загадка 2. Стихотворение2.Готовый образец Например: аппликация «Лягушка царевна», герой сказки Иван Царевич потерял невесту, просит помочь найти её, спрашиваю «поможем?, а как можно помочь? (ответы детей) Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося в пространство учебы. С этой целью организуется мотивирование ученика, а именно создаются условия для возникновения у учеников внутренней потребности, включаясь в учебную деятельность. Для создания такой ситуации пытаюсь актуализировать мотивы предыдущих достижений словами например: «Мы хорошо умеем скручивать одинарные жгутики , но это недостаточно чтобы сегодня выполнить работу , нам понадобится двойной жгут, сегодня и научимся его скручивать»Немаловажную роль играет формирование навыка постановки вопроса. Аналитические и проблемные вопросы типа «Почему? Из чего следует? От чего зависит?»Следующий этап – объяснение новой темы тоже можно начать с проблемного задания, которое ведет к познавательному споруНапример, на уроке технологии, работа с салфетками чтобы скатать катышки – нужны квадратики (можно развернуть и разрезать по сгибам, можно оторвать – получаются не одинаковые по размеру заготовки, ребята рассуждают предлагая разные варианты, в процессе предлагаемых вариантов решили сгибы салфетки просто отрезать На этом этапе урока так же важно обеспечить положительные эмоции, словами кто предложил «молодец» Проблемно-диалоговое обучение так же выступает важнейшим направлением в реализации идей, а так же вызывает интерес обучающихся вступать в диалог, и получают возможность научиться доказывать своё мнение, аргументировать свою позицию. Например предлагаю элемент игры «Найди своё место». - каждый ученик получает карточку, на которой указан один пункт плана инструкционной карты , по совещаясь , должны встать , согласно очередности порядка плана работы, если возникают трудности, ребята, обращаются за помощью, поэтому дети, испытывающие затруднения получают возможность побывать в ситуации успехаМетод анализа является так же активным методом, который в свою очередь повышает мотивацию к учебной деятельности. Проводим мини- выставку, ребята отмечают удачные работы, выявляют недочеты, причину в чем трудностьВключение активных методов в учебный процесс повышает познавательную активность учащихся, повышает мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь между учащимися и педагогом. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%. Результаты работы по повышению учебной мотивации не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает практический опыт, постепенно положительные результаты заметны и заключаются они в деятельности, к которым раньше ученик не проявлял интереса.По результатам анкетирования, можно увидеть уровень мотивации и активность учеников к учебной деятельности .Итак: Разумное и целесообразное использование АМО значительно повышает внутреннюю мотивацию обучающихся, несёт развивающий эффект, создаёт атмосферу напряжённого поиска, вынуждает учащихся быть активными независимо от желания, вызывает массу положительных эмоций и переживаний, интерес, а соответственно стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию.Психолого-педагогическая литература:
  • Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2010
  • Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе (часть 1: Основные группы уроков. Методика): Практич. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н.\Д: ЗАО «книга»; изд-во «Учитель», 2011. – 224 с.
  • Электронные источники:4. 5. 6. 7. 9.