Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в развитии и коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в развитии и коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Автор: Медведева Наталья Витальевна

Смоленское областное государственное общеобразовательное учреждение «Вяземская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»         Доклад на   методическое объединение         Воспитатель: Наталья Витальевна Медведева Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.В качестве основных нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598;Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно – урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Основными целями и задачами внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ  являются:создание условий для расширения опыта поведения, деятельности и общения;творческой самореализации обучающихся с ОВЗ в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;позитивного отношения к окружающей действительности;социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:спортивно – оздоровительное,духовно – нравственное,социальное,общеинтелектуальное,общекультурное.Формы внеурочной деятельности, обеспечивающие рост познавательного потенциала, мотивацию познавательной деятельности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми обучающихся с ОВЗ в этой деятельности: массовые, индивидуальные и групповые занятия и мероприятия, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады,  школьные проектные  исследования, общественно полезные практики и другие.Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта.Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др.Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на достижение планируемых личностных результатов обучающихся.В связи с тем, что внеурочная деятельность имеет своей основной задачей - достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ, содержание программ курсов внеурочной деятельности должно соответствовать:–достижениям мировой культуры, российским традициям, культур-ным и национальным особенностям региона и конкретной территории;–соответствующему уровню реализуемой АООП НОО;–направленности на формирование у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий;–установленным направлениям внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительному (физкультурно-спортивному и оздоровительному), духовно-нравственному, социальному, общекультурному.Задачи развития обучающихся с ОВЗ в области формирования личностной мотивации -  универсальной нравственной компетенции -  «становиться лучше», включают следующее:-  активность в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании обучающихся  на совершение хороших поступков;- формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата;Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы курса внеурочной деятельности можно представить как характеристику личностных результатов освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности. В качестве личностных результатов могут выступать сформированные личностные качества, навыки поведения, убеждения, ценностные ориентации и др.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности;соблюдение порядка на рабочем месте.Воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях(эстетическое воспитание) :первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.Формирование  экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни :бережное отношение к природе и всему живому;установка на здоровый образ жизни и реализация ее в своих поступках и поведении;готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;негативное отношение к факторам риска здоровью;эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;безопасное поведение на природе, в быту, на улице. Для успешной реализации внеурочной деятельности педагогу необходимо своевременное планирование, контроль и внесение коррективов, а также анализ достижения результатов внеурочной деятельности.С этой целью по итогам каждого учебного года целесообразно проводить анализ эффективности системы внеурочной деятельности в соответствии с четкими и измеряемыми критериями и показателями оценки качества внеурочной деятельности.Приемы и методы изучения эффективности системы внеурочной деятельности:1. Анализ качества реализации программ курсов внеурочной деятельности по итогам учебного года.2. Анкетирование участников образовательного процесса.3. Анализ «портфолио достижений» обучающихся.4. Анализ результатов участия обучающихся в различных мероприятиях.5. Педагогическое наблюдение.  Вывод:В заключении можно отметить рост продуктивности внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ по следующим показателям: 1. Достижение обучающимися личностных результатов освоения АООП.2. Достижение обучающимися базовых универсальных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.3. Коррекция и компенсация недостатков в развитии у обучающихся средствами внеурочной деятельности.4. Рост мотивации обучающихся к активной познавательной деятельности.5. Опыт участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях, проектах в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности.6. Опыт взаимодействия обучающихся в детской разновозрастной среде.7. Опыт взаимодействия обучающихся в среде нормально развивающихся сверстников . Спасибо за внимание!