Альтернативная коммуникация


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Альтернативная коммуникация
Автор: Пахомова Анастасия Юрьевна

Альтернативная коммуникация в практике работы с детьми, имеющимитяжёлые и множественные нарушения в развитии.В настоящее время актуальным является вопрос социализации иинтеграции детей с психофизическими нарушениями, ведущим средикоторых является нарушение интеллекта в сочетании с другими отклонениями в развитии (расстройства аутистического спектра, различные генетические аномалии, нарушения двигательной и сенсорной сферы) в общество. В связи с этим, проблема их включения в активную жизнь общества невозможна без налаживания с ними социального взаимодействия и коммуникации.Коммуникация - общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи дрнаковых систем).Такие особенности, как крайне скудный пассивный словарь, ограничивающий способность к восприятию и понимаю речи собеседника, отсутствие или недостаточная мотивация к речевой деятельности в частности и к коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевоевзаимодействие ограничивают процесс общения детей с ТМНРс другими людьми и, как следствие, затрудняют процесс вхождения их в жизнь социума.Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого,неспособность донести до другого человека свои желания и состояния, атакже трудности в структурировании деятельности часто приводят квспышкам агрессии со стороны ребёнка (проявлениям нежелательногоповедения). Так как это может нанести вред ребёнку, иокружающим его людям, важным является уменьшение факторов, провоцирующих такое поведение. Одним из приёмов, способствующих уменьшению проявлений нежелательного поведения, а также приёмов, способствующих реализации ребёнка в коммуникативной сфере, являются средства альтернативной коммуникации.Альтернативная коммуникация - способы коммуникации,дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным припомощи неё удовлетворительно объясняться. Существуют различные средства вспомогательной коммуникации. К ним относятся:
  • язык жестов;
  • графическая коммуникация (картинки, пиктограммы)
  • система PECS;
  • глобальное чтение;
  • визуальное расписание;
  • вспомогательные технические средства;
  • планшетные коммуникаторы.
  • Принципы альтернативной коммуникации: 1) «От более реального к более абстрактному»; 2) Избыточность символов (совмещение различных систем коммуникации жестов, картинок и, например, написанного слова);3) Постоянная поддержка мотивации; 4) Функциональное использования в коммуникации (использование альтернативной коммуникации не только на занятии, но за его пределами).Остановимся подробнее на системе альтернативной коммуникации спомощью карточек PECS. Это система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться, используя карточки (фотографии, рисованные изображения, пиктограммы). Важно отметить, что использовать карточки можно только тогда, когда ребёнок научился соотносить предметы и их изображения. В противном случае работа будет малоэффективна.Стратегия коррекционной работы с использованием карточек:
  • формирование мотивации к общению;
  • совершенствование понимания речи;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • стимулирование речевой активности.
  • Важным условием для обучения с помощью карточек является наличиеу ребёнка собственного желания что-то получить или сделать, то естьналичие мотива деятельности. Конечная цель занятий — способностьребёнка сообщить о желании получить определённый предмет или сделатьчто-либо, используя карточки с изображениями. Поэтому очень важен момент подготовки мотивационных стимулов, изображения которых будутиспользоваться в обучении. Ввиду того что на первоначальном этапепроизводится обучение навыкам, с помощью которых ребёнок выражает своипросьбы, необходимо определить круг его интересов и те предметы идействия, которые он обычно просит. Это осуществляется следующимиспособами:1. Наблюдение за ребёнком и запись данных в таблицу. Можнопонаблюдать, чем любит заниматься ребёнок в свободное время, что онлюбит есть (как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудьвкусное), что любит пить, с кем любит проводить время, куда любитходить, а также чего особенно не любит.2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можнособрать все любимые предметы ребёнка вместе и дать ему выбрать один либо из всего комплекта, либо из пары любимых предметов. Нужно такжеобратить внимание, какие стимулы или предметы ребёнок выбирает чаще,какие — реже, с какими ему сложно расставаться, а какие он отдаёт безсожаления. Чем чаще ребёнок выбирает определённый стимул, тем большеймотивационной ценностью он обладает.Как мы используем карточки в нашей работе?При составлении и формировании навыка работы с коммуникативными досками.На них закрепляются изображения наиболее значимых для ребёнка предметов и видов деятельности, пиктограммы, визуально обозначающиечасто используемые инструкции, а также карточки, обозначающие состоянияребёнка.Таким образом, с одной стороны, мы можем подкрепить нашу речевую инструкцию символом и таким образом упростим её понимание ребёнком, с другой стороны, ребёнок сможет сообщить нам необходимую информацию, указывая на ту или иную карточку, а в дальнейшем при систематической работе выстраивать фразы с использованием нескольких карточек.Мы используем визуальные расписания.Визуальное расписание является визуальным представлением событий,которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либодеятельности. Наиболее простой вариант визуального расписания - планшет : СНАЧАЛА-ПОТОМ - простая последовательность действий (событий) из двух элементов. Например, сначала заниматься, потом гулять.Когда ребенок уже понимает понятие СНАЧАЛА – ПОТОМ, вводитсясложное расписание различных последовательностей действий в течение дня. В расписание включаются те занятия, которые действительно происходят именно в такой последовательности. На расписании размещаются наглядные материалы (например, фотографии, рисунки, написанные слова), которые изображают определенные виды деятельности и мероприятия. Текущий момент деятельности обозначается стрелочкой. Расписание располагается на постоянном месте (на доске в группе, в кабинете специалиста, дома).Важно отметить, что применение средств альтернативнойкоммуникации ни в коем случае не должно заменять речевое общение.Поэтому параллельно с использованием карточек, стараемся создатьусловия для стимулирования собственной речи ребёнка. Специалисты,создавая проблемные ситуации, используя мотивационные стимулы,побуждают ребёнка к речевой активности (отражённая речь, высказывание сопорой на пиктограммы и мнемо-таблицы и т.д.)Применяя систему альтернативной коммуникации мы определили рядособенностей в работе с ней:• При обучении использованию графической системы символовребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (кпримеру, собаки), потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.• Важно использование как можно большего количествадополнительных знаков и символов (жестов, картинок) и, например,написанного слова. Всё это помогает развивать абстрактное мышление исимволическую деятельность, способствуя, таким образом развитиюпонимания и вербальной (звуковой) речи.• Необходима постоянная поддержка мотивации. Обучениеиспользованию любой системы дополнительной коммуникации — это чащевсего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянногообучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постояннойподдержки мотивации и заинтересованности и ребёнка и окружающих еговзрослых, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.• Ключевой является работа над генерализацией коммуникативногонавыка. Особенно трудно вывести использование системы дополнительнойкоммуникации за пределы занятия или учреждения и использоватьприобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, иявляется основной целью применения системы дополнительнойкоммуникации. В итоге нужно сформировать у ребёнка способностьосуществлять коммуникативные операции с разными людьми и в разныхусловиях. В связи с этим необходимо объяснить родителям или близкимвзрослым ребёнка важность единства требований и условий жизни ребёнка сцелью максимального ускорения процесса обучения.По итогам применения средств альтернативной коммуникации мывыделили для себя следующие плюсы и минусы.1.Плюсы.
  • Карточки незаменимы для детей, которые не ориентируются на речь и не воспринимают речевые инструкции.
  • Система визуальных расписаний снимает тревожность у детей, привыкших жить по определённому режиму (в первую очередь это касается детей с РАС)
  • Визуальные расписания способствуют самостоятельности детей при следовании определённому плану деятельности
  • 2.Минусы.
  • Для создания предметно-развивающей среды с применением
  • карточек необходимы дополнительные ресурсы:- доски или альбомы;- карточки;- липучки.
  • Не всегда удобно носить карточки с собой
  • В заключение нужно отметить, что универсальных средств и формобучения детей с ТМНР нет. Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен производиться с учётом всех психофизических особенностей и возможностей ребёнка и материальных возможностей окружающих его взрослых. Однако наш опыт применения таких средств альтернативной коммуникации, как карточки и системы визуального расписания показывает значительные успехи детей в развитии речи, снятии тревожности и формирования навыка планирования.Список используемой литературы.
  • Королёва А. Ю. Психолого-педагогические условия развития речи детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта: ВКР, Тверь, 2017г.
  • Мелешкевич О., Эрц Ю. – Бахрах-М, 2015 г.
  • Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. — Теревинф, 2011 г.
  • Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация (методический сборник). –Новосибирск, 2012 г.