Особенности возрастной психологии на начальном этапе музыкального обучения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности возрастной психологии на начальном этапе музыкального обучения
Автор: Зарипова Дания Хадийевна

Методическое сообщение на тему: «Особенности возрастной психологии на начальном этапе музыкального обучения» Подготовила: преподаватель Зарипова Д.Х., фортепиано, МБУ ДО «Детская школа искусства» РТ, город МензелинскИсходя из многолетнего педагогического опыта Методическое сообщение посвящено проблеме взаимодействия психологических и индивидуальных особенностей на стадии начального этапа музыкального обучения. Считаю важным отметить необходимость знания законов психической жизни детей. В статье представлен анализ психологических свойств учеников возрастной категории 6-11 лет в различных дидактических системах применительно к методикам музыкальной педагогики. Статья представляет собой обобщение сведений о психологической характеристике младшего школьного возраста и сведений о специфике музыкальной психологии. Требования к детям, поступающим в школу, и проблема готовности к школьному обучению. Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда; кроме того, эта деятельность ставит перед ребенком задачу последовательного, преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что предполагает совершенно иную, чем в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Поступление в школу знаменует собой и новое положение ребенка в обществе, в государстве, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми. Главное в этом изменении заключается в совсем новой системе требований, предъявляемых к ребенку и связанных с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и для его семьи, но и для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости. Соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности — учения — перестраивается весь повседневный ход его жизни: беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, — он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков. Качество учебной работы школьника, а также все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на отношение к нему окружающих: учителей, родителей, товарищей. К ребенку, небрежно относящемуся к учебным обязанностям, не желающему учиться, окружающие относятся с осуждением — его упрекают, наказывают, что вносит напряженность в его жизнь, создает атмосферу неблагополучия и вызывает у него неприятные, а иногда и очень тяжелые эмоциональные переживания. Таким образом, ребенок, став школьником, занимает новое по сравнению с дошкольником место в обществе. Он получает обязанности, которые накладывает на него общество, и несет за свою учебную деятельность серьезную ответственность перед школой и родителями. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на тишину; он имеет право на отдых, на досуг. Получая за свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, он может требовать от них уважения к себе и своим занятиям. Подводя итог сделанной беглой характеристики тех изменений, которые происходят в жизни ребенка, поступившего в школу, можно сказать: переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему общественных отношений и всего его образа жизни. При этом следует подчеркнуть , что положение школьника благодаря всеобщему обязательному обучению и тому идейному смыслу, который придается в нашем обществе труду, в том числе и учебному, создает особую моральною направленность личности ребенка. Для него учение является не просто деятельностью по усвоению знаний и не только способом подготовить себя к будущему, — оно осознается и переживается ребенком и как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной трудовой жизни окружающих людей. Значение психологических исследований Педагогика должна быть построена на основе научных данных. Чтобы систематически и целеустремленно формировать человека, необходимо знать законы этого формирования и опираться на них в своей педагогической работе. Следовательно, психология является одной из важнейших дисциплин, составляющих научную основу педагогики. Правда, признание значения психологии для педагогики не означает еще, что педагогика на деле строилась и строится на научных психологических данных. Часто научное знание законов психической жизни детей заменяется практически «педагогическим чутьем», непосредственно вырабатывающимся в результате длительной практической работы с детьми. Исторически это имело свои причины. Ведь практика воспитания предшествовала развитию научной психологии. Первоначально воспитание детей осуществлялось так, как это казалось более целесообразным с точки зрения здравого смысла. Однако постепенно, по мере того как накапливался опыт, вырабатывались известные приемы воспитания и обучения, которые, оправдываясь практически, делались образцами для подражания, сохранялись, передавались из поколения в поколение и, наконец, закреплялись в определенную, по существу своему эмпирическую, систему. Роль психологии в конкретизации целей воспитания В настоящее время с большой остротой стоит задача организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка и вплоть до его гражданской зрелости. При этом необходимо построить воспитательный процесс так, чтобы он исключал случайность и стихийность и позволял добиваться полноценного формирования личности каждого ребенка. А для этого формирование личности должно, с одной стороны, осуществляться в соответствии с тем нравственным образцом, с тем идеалом, который воплощает требования общества к человеку; с другой стороны, преследовать цель свободного развития индивидуальных особенностей ребенка. Научно организованное воспитание детей с самого раннего возраста предупреждает появление в ходе детского развития тех отрицательных черт, которые часто возникают в условиях стихийно протекающего воспитательного процесса и требуют серьезной работы по их преодолению. Вот почему, с нашей точки зрения, главной задачей педагогических наук сейчас является разработка единой системы воспитания детей, а не решение отдельных, хотя и важных, проблем, связанных с ликвидацией прорывов, вызываемых еще недостаточным научным уровнем воспитательной работы с детьми. Для того, чтобы цели воспитания были поставлены как педагогические, т. е. чтобы они смогли стать руководством к практическому педагогическому действию, необходима их специальная разработка, их конкретизация с учетом возрастных особенностей детей и тех средств, которые способны привести на том или ином этапе развития ребенка к желаемому педагогическому результату. Таким образом на начальном и последующих этапах обучения музыкальная педагогика опирается на результаты психологических исследований для изучения индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика. Начальный этап обучения является решающим в образовательном процессе. Музыкальная психология – неотъемлемый элемент музыкальной педагогики, способствующий полноценному развитию творческих способностей обучающегося. Список использованной литературы: 1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984. 2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996. 3. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки, 1935. 4. Горюнова Л. В. Теоретико-методологические основы трансформации российского педагогического образованя // Вестник Университета Месроп Маштоц, 2011, №1(10) 5. Горюнова Л. В. Методологическая сфера образования: современные научные подходы. Монография – Ростов н: Изд-во «Булат», 2007. 6. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. — М., 1994. - С. 155- 156. 7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте, 1968.