Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Шахматы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Шахматы"
Автор: Всеволодова Елена Николаевна

Пояснительная записка.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности нацелена на получение знаний в области шахматной игры, позволяет обучающимся приобрести понимание правил и тактики игры в шахматы, предоставляет возможность реализации заинтересованности обучающихся шахматной игрой, презентации результатов освоения программы в турнирах городского, муниципального и областного уровней.Программа разработана и ежегодно обновляется с учетом документов:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
  • Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» / Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (от 18 ноября 2015 г. №09-3242).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  • Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  • Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.
  • Актуальность программы. Актуальность создания программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.Отличительные особенности программы.Программа «Шахматы» сроком реализации 3 года предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину шахматной игры в рамках содержательно-тематического направления.К программе разработаны модули, что позволяет доступ каждого обучающегося к разным уровням сложности программного материала. Модульный принцип программы позволяет учитывать разный уровень развития и разную степень ее освоенности обучающимися. Модули программы отражают систему уровней сложности ее содержания и соответствующие им достижения участников. Программа содержит фонд оценочных средств, дифференцированных по сложности модулей.Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей.Модули начального уровня «Дебют» и «Дебют Плюс»», сроком освоения 1 год предполагают использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Модули мастерства «Гамбит» и «Гамбит Плюс», сроком освоения 1 год предполагают организацию учебного материала, обеспечивающего доступ к сложным и специфическими знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы, При этом каждый модуль программы является законченным этапом обучения, и в то же время основой для дальнейшего продвижения обучающегося.Каждый участник имеет доступ к любому из модулей сложности программы. Зачисление на модуль программы осуществляется по итогом входной диагностики.Новизна программы в поэтапном освоении обучающимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те модули сложности, которые соответствуют их способностям. Программой предусмотрены новые методики преподавания, в том числе – дистанционные, новые педагогические технологии в проведении занятий.Направленность.Направленность программы – физкультурно-спортивная.Адресат программы.Данная программа разработана на 3 года для обучающихся с 7 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки при наличии интереса и мотивации к данной предметной области. Содержание модулей программы «Дебют», «Дебют Плюс», «Гамбит», «Гамбит Плюс» рассчитанных на 1 год, позволяет учитывать разный уровень развития и разную степень ее освоенности обучающимися и предоставляет всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития.Количество занимающихся в группе - до 15 человек. Педагогическая целесообразность программы.Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она направлена на интересы обучающихся, в ней учтены потребности ребенка иродителей. Представленные в данной программе формы и методы образовательной деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы положительно влиять на совершенствование у обучающихся многих психологических процессов таких, как восприятие, внимание, воображение, память. На протяжении всего обучения обучающиеся овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обоснованием выводов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала. Развитие «логической» памяти позволяет без особых усилий запоминать большие объемы информации не только шахматной, но и любой другой сферы знаний. У обучающихся формируются навыки самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой и др.Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года обучения, по 144 часа в год, 4 часа в неделю. Модули начального уровня «Дебют» сроком освоения 1 год, 36 часов в год, 1 час в неделю и «Дебют Плюс» сроком освоения 1 год, 144 часов в год, 4 часа в неделю разработаны для получения начального уровня знаний и навыков шахматной игры.Модули мастерства «Гамбит» сроком освоения 1 год, 144 часа в год, 4 часа в неделю «Гамбит Плюс»» сроком освоения 1 год, 216 часов в год, 6 часов в неделю разработан для дальнейшего совершенствование уже имеющихся знаний и навыков шахматной игры. Формы обучения: групповое занятие;индивидуальная; соревнование, товарищеская игра. Форма занятий:практическое занятие.Режим занятий: Программа «От дебюта до эндшпиля»:
  • 1 год обучения – 4 часа в неделю: 2 занятия в неделю по 2 часа,
  • 2 год обучения – 4 часа в неделю: 2 занятия в неделю по 2 часа,
  • 3 год обучение – 4 часа в неделю: 2 занятия в неделю по 2 часа;
  • Модуль «Дебют» - 1 час в неделю;
  • Модуль «Дебют Плюс» - 4 часа в неделю;
  • Модуль «Гамбит»4 часа в неделю: 2 занятия по 1 часу, 1 занятие-2 часа;
  • Модуль «Гамбит Плюс»6 часов в неделю: 3 занятия по 2 часа.
  • Цель и задачи программы.Цель: формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для игры в шахматы, а также для участия в шахматных соревнованиях.Задачи:Планируемые результаты освоения программы:Применяются следующие оценочные материалы:УЧЕБНЫЙ ПЛАН Содержание Первый год обучения.
  • Тактика
  • Теория: Шахматная доска. Линии шахматной доски. Название фигур. Начальная позиция. Ходы фигур. Взятие на проходе. Нападение. Защита. Значение короля. Шах. Способы защиты от шаха. Ценность фигур. Мат. Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур. Комбинации коневые, пешечные, основанные на диагональном действии слонов, тяжелофигурные комбинации, основанные на взаимодействии фигур. Атака на короля. Методы атаки на короля, при односторонних, разносторонних рокировках, а также не рокировавшего короля. Открытая линия. Захват открытой линии тяжёлыми фигурами. Возможность вторжения в лагерь противника. 7-я (2-я) горизонталь. Эффективность вторжения по открытым линиям на 7-ю (2-ю) горизонтали. Практика: Поставить мат друг другу. Выполнить задания, используя компьютерные программы: «Шахматы в сказках», «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа для начинающих». Самостоятельно найти решения в нескольких комбинациях, рассмотреть эти решения на демонстрационной доске. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная тактика», «Шахматная школа для шахматистов IVII разрядов», «Шахматные комбинации», «Шахматные задачи».
  • Эндшпиль
  • Теория: Пешечные эндшпили. Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях. Резкий рост активности короля и ценности пешки в пешечных окончаниях. Отдалённая проходная. Защищённая проходная. Рассматривается план выигрыша. Ладейные эндшпили: принципы игры, технические приёмы. Борьба ферзя против пешки. Трудности, возникающие при удалении короля сильнейшей стороны и нахождении пешки на предпоследней горизонтали.Практика: Решение шахматных задач.
  • Дебют
  • Теория: Технология изучения дебюта. Рассматриваются партии дебютов. Раскрываются их идеи.Практика: проработка дебютных партий.Второй год обучения.
  • Тактика
  • Теория: Расчёт продолжений, поиск ходов-кандидатов, в позициях без передвижения фигур на доске. Практика: Решают комбинационные примеры и задачи без передвижения фигур на доске, с определением времени на каждое задание.Провести конкурсы решения задач. Конкурсы организуются двумя способами
  • Демонстрируются задания на демонстрационной доске, и даётся время для решения. Решения сообщаются либо письменно, либо устно. Начисляются очки за правильное решение.
  • Раздаются карточки с заданиями. Подводятся итоги конкурса.
  • Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматные комбинации», «Шахматные задачи».
  • Эндшпиль
  • Теория: Пешечные эндшпили. Типичные позиции. Маневрирование королей. Отдалённая и защищённая проходные. Правила «блуждающего квадрата». Пешечный прорыв. Активность короля. Жертва материала ради перехода в выигранный пешечный эндшпиль - эффективный технический приём. Ладейные эндшпили. Позиции с соотношением сил Кр+Л+п против Кр+Л. Важнейшие ресурсы защиты в ладейных окончаниях – образование проходной пешки или энергичные продвижения имеющейся проходной. Практика: отработка примеров ладейных эндшпилей с лишней пешкой, примеров позиций, где у одной из сторон лучше пешечные расположения или лучшее положение короля.
  • Дебют
  • Теория: Открытые дебюты. Стратегические идеи и цели открытых дебютов. Полуоткрытые дебюты. Стратегические идеи и цели полуоткрытых дебютов. Закрытые дебюты. Стратегические идеи и цели закрытых дебютов.Практика: проработка дебютных партий.Третий год обучения.
  • Тактика
  • Теория: Расчёт продолжений, поиск ходов-кандидатов, в более сложных позициях без передвижения фигур на доске.Практика: Провести конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов.Конкурсы решений комбинаций, задач и этюдов (2 способа):1.Предлагаемые задания ставятся на демонстрационной доске, и даётся время для решения. Решения сообщаются либо письменно, либо устно. За правильное решение начисляются очки.2.Задания раздаются учащимися на карточках. В конце конкурса подводятся итоги.Тренировать технику расчёта:- решают комбинационные примеры, задачи, этюды без передвижения фигур на доске, с определением времени на каждое задание. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматные комбинации», «Шахматная тактика».2. ЭндшпильТеория: Пешечные окончания. Дефекты пешечной структуры (наличие сдвоенных пешек, изолированных, отсталых пешек). Пассивная позиция короля. Понятие Цугцванга. Различные фигуры против пешек. Точные позиции и этюды, без знания которых нет настоящей технической грамотности. Практика: Позиции в соотношении Кр+К против Кр+п. Позиции, где ладья борется против одной или двух пешек. 3. Дебют Теория: Открытые дебюты. Стратегические идеи и цели открытых дебютов. Полуоткрытые дебюты. Стратегические идеи и цели полуоткрытых дебютов. Закрытые дебюты. Стратегические идеи и цели закрытых дебютов. Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии. Гамбит Эванса. Дебют Нимцовича.Практика: проработка дебютных партий.Форма подведения итогов:- шахматные турниры между обучающимися объединения «Шахматы»,- промежуточные турниры по плану МБОУ ДО « ЦВР «Ровесник»,- городские, районные, областные, всероссийские соревнования.С целью контроля усвоения знаний и навыков обучающимися в объединении проводится промежуточная аттестация в форме решения контрольных заданий.Оценочные материалы к программе. 1-й год обучения 2-ой год обучения 3-ий год обученияМетодические материалы. Администрация Городецкого муниципального округа Нижегородской областимуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «РОВЕСНИК»г. ЗаволжьеМодуль начального уровня «Дебют» сроком освоения 1 год для детей с 7 лет к программе «Шахматы»Составитель: методистВсеволодова Е.Н.г. Заволжье 2025г.Модуль ознакомительного уровня «Дебют» сроком обучения 1 год разработан к программе «Шахматы» физкультурно-спортивной направленности сроком освоения 3 года для детей с 7лет. Занятия по программе предполагают использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации, минимальную сложность предлагаемого материала для освоения содержания программного модуля. На модуль возможно зачисление всех желающих без предварительной диагностики. Обучающиеся, заинтересовавшиеся игрой в шахматы, могут продолжить обучение по 3-х годичной программе «Шахматы».Цель и задачи:Цель: Формирование первоначальных знаний основ и принципов шахматной игры. Подготовить обучающихся к дальнейшим ступеням обучения шахматной игре.Задачи:
  • Познакомить с правилами игры в шахматы, содействовать активному использованию полученных знаний о ценности и обмене фигур, учить использовать в шахматной игре схемы достижения матовых ситуаций.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление.
  • Формировать интерес к занятиям шахматами.
  • Основная форма – учебное занятие. Возраст обучающихся – с 7 лет. Состав группы – постоянный, набор детей в объединение – свободный, без учета имеющихся знаний и навыков.Методы и формы работыОсновные методы работы - метод практической работы. Формы работы могут быть – фронтальная, групповая, индивидуальная – в зависимости от цели занятия. Условия реализации программы. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, учебных диалогов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, мини-турниры. Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
  • Обучающиеся умеют записывать шахматную партию, научились ставить мат двумя ладьями, ферзем и королем, умеют решить задачу - мат в один ход.
  • У обучающихся развито внимание, память, логическое и пространственное мышление.
  • У обучающихся сформирован интерес к занятиям шахматами.
  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН Содержание. Учебный курс включает в себя три темы. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальное изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана в основном для детей начальных классов. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей.
  • «Правила игры в шахматы».
  • Шахматные фигуры, шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
  • «Ценность и обмен фигур».
  • Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания. Знакомство с видами шаха (простой, вскрытый, двойной). Дидактические упражнения: «Шах или мат», «Атака на короля». Работа в рабочих тетрадях, работа с настольными досками в парах.Знакомство с разновидностями ничейных позиций (пат, вечный шах, соглашение на ничью, недостаточность материала для победы). Дидактические упражнения «Мат или пат?». Работа с настольными досками в парах.Знакомство с техникой постановки мата одинокому королю двумя ладьями, ладьей и ферзем, ферзем, ладьей, знакомство с формулировкой алгоритма матования (шахматный план), с типичными матовыми позициями, опасность пата, техника «отрезать короля». Дидактическое упражнение «Поймай короля», «Мат в один ход». Работа с настольными досками в парах.Знакомство с двойным ходом – рокировкой, правилами рокировки. Дидактическое упражнение «Спрячь короля». Работа в парах, придумывание задач на рокировку.
  • «Схемы достижения матовых ситуаций».
  • Знакомство с шахматной нотацией. Знакомство с правилами записи шахматной партии. Дидактические упражнения: « Прочти письмо», «Расставь заданную позицию». Дидактическая игра: «Угадай фигуру». Решение задач на мат в один ход, работа с настольными досками в парах.Правила сеанса одновременной игры. Дебют. Отработка навыков «вдумчивой игры». Сеанс одновременной игры на 2-х досках. Анализ ошибок. Тактический прием «вилка» (коневая, пешечная); «двойной удар»; «связка» (полная, неполная, относительная); условия для создания связки. Дидактические упражнения «Выиграй фигуру двойным ударом», «Свяжи фигуру», «Создай связку». Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Работа с настольными досками в парах.Формы аттестации и оценочные материалы.С целью контроля усвоения знаний и навыков обучающимися, в объединении проводится промежуточная аттестация в форме решения контрольных заданий.Оценочные материалы.Методические материалы. Методическое обеспечение Учебно-методический комплексНормативная правовая документация.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция) // URL: (дата обращения 16.12.2021). – Текст : электронный.
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
  • Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2021 г. № АБ-1898/06 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
  • Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  • Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
  • Устав и нормативно-локальные акты МБОУ ДО ЦВР «Ровесник»
  • Справочники.- Шахматные дебюты. Полный курс - М.: Фаир-Пресс, 2006-707с.Учебные пособия.- 2000 шахматных задач 1-2 разряд.- В.Костров, Б. Белявский – Шахматный решебник.Часть I. Связка. Двойной удар.- СПб 2004г.- 91с.Часть II. Отвлечение. Завлечение.- СПб 2004г.- 91с.Часть III. Шахматные комбинации.- СПб 2004г.- 91с.Часть IV. Шахматные окончания.- СПб 2004г.- 91с.- В.Костров, П. Рожков - Шахматный решебник. Книга В.- СПб, 2004-96с.- В.Костров, Б. Белявский – Как играть шахматные окончания. Тест партии: 1 год – СПб, 2003-95с.2 год – СПб, 2003 -95с.Тест партии. В какую силу я играю?Часть 2. Полуоткрытые дебюты - СПб – 2000-95с.Часть 3. Закрытые дебюты - СПб – 2000-95с.Литература: Для педагога:
  • Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.
  • Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
  • Каспаров Г.К. Мои великие предшественники: Новейшая история развития шахматной игры: В 6 т. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.
  • Котов А.А. Шахматное наследие А. Алехина, М.: «Физкультура и спорт», 1982.
  • Ласкер Э. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
  • Нимцович А.И. Моя система, М.: «Физкультура и спорт», 1984.
  • Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний М., 2006.
  • Чехов В., Архипов С., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников IV-II разрядов, 2007.
  • Чехов В., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников I- кандидатов в мастера спорта, 2009 II разрядов – 2007.
  • Для детей и родителей:1. Вольф П. Шахматы. Шаг за шагом. М.: «Ермак», 2003.2. Губницкий С.Б. Полный курс шахмат (64 урока), М.: Россия, 2001.3. Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.7. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Ростов, 20078.Петрушина Н.М. Эндшпиль. 10 уроков для самых маленьких. Ростов, 2003Администрация Городецкого муниципального округа Нижегородской областимуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «РОВЕСНИК»г. ЗаволжьеМодуль начального уровня «Дебют Плюс» сроком освоения 1 год для детей с 7 лет к программе «Шахматы»Составитель: методистВсеволодова Е.Н.г. Заволжье 2025г.Модуль ознакомительного уровня «Дебют Плюс» сроком обучения 1 год разработан к программе «Шахматы» физкультурно-спортивной направленности сроком освоения 3 года для детей с 7лет. Занятия по программе предполагают использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации, минимальную сложность предлагаемого материала для освоения содержания программного модуля. На модуль возможно зачисление всех желающих без предварительной диагностики. Обучающиеся, заинтересовавшиеся игрой в шахматы, могут продолжить обучение по 3-х годичной программе «Шахматы».Цель и задачи:Цель: Формирование первоначальных знаний основ и принципов шахматной игры. Подготовить обучающихся к дальнейшим ступеням обучения шахматной игре.Задачи:
  • Познакомить с правилами игры в шахматы, содействовать активному использованию полученных знаний о ценности и обмене фигур, учить использовать в шахматной игре схемы достижения матовых ситуаций.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление.
  • Формировать интерес к занятиям шахматами.
  • Основная форма – учебное занятие. Возраст обучающихся – с 7 лет. Состав группы – постоянный, набор детей в объединение – свободный, без учета имеющихся знаний и навыков.Методы и формы работыОсновные методы работы - метод практической работы. Формы работы могут быть – фронтальная, групповая, индивидуальная – в зависимости от цели занятия. Условия реализации программы. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, учебных диалогов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, мини-турниры. Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
  • Обучающиеся умеют записывать шахматную партию, научились ставить мат двумя ладьями, ферзем и королем, умеют решить задачу - мат в один ход.
  • У обучающихся развито внимание, память, логическое и пространственное мышление.
  • У обучающихся сформирован интерес к занятиям шахматами.
  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН Содержание. Учебный курс включает в себя три темы. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальное изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана в основном для детей начальных классов. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей.
  • «Правила игры в шахматы».
  • Шахматные фигуры, шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
  • «Ценность и обмен фигур».
  • Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания. Знакомство с видами шаха (простой, вскрытый, двойной). Дидактические упражнения: «Шах или мат», «Атака на короля». Работа в рабочих тетрадях, работа с настольными досками в парах.Знакомство с разновидностями ничейных позиций (пат, вечный шах, соглашение на ничью, недостаточность материала для победы). Дидактические упражнения «Мат или пат?». Работа с настольными досками в парах.Знакомство с техникой постановки мата одинокому королю двумя ладьями, ладьей и ферзем, ферзем, ладьей, знакомство с формулировкой алгоритма матования (шахматный план), с типичными матовыми позициями, опасность пата, техника «отрезать короля». Дидактическое упражнение «Поймай короля», «Мат в один ход». Работа с настольными досками в парах.Знакомство с двойным ходом – рокировкой, правилами рокировки. Дидактическое упражнение «Спрячь короля». Работа в парах, придумывание задач на рокировку.
  • «Схемы достижения матовых ситуаций».
  • Знакомство с шахматной нотацией. Знакомство с правилами записи шахматной партии. Дидактические упражнения: « Прочти письмо», «Расставь заданную позицию». Дидактическая игра: «Угадай фигуру». Решение задач на мат в один ход, работа с настольными досками в парах.Правила сеанса одновременной игры. Дебют. Отработка навыков «вдумчивой игры». Сеанс одновременной игры на 2-х досках. Анализ ошибок. Тактический прием «вилка» (коневая, пешечная); «двойной удар»; «связка» (полная, неполная, относительная); условия для создания связки. Дидактические упражнения «Выиграй фигуру двойным ударом», «Свяжи фигуру», «Создай связку». Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Работа с настольными досками в парах.Формы аттестации и оценочные материалы.С целью контроля усвоения знаний и навыков обучающимися, в объединении проводится промежуточная аттестация в форме решения контрольных заданий.Оценочные материалы.Методические материалы. Методическое обеспечение Учебно-методический комплексНормативная правовая документация.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция) // URL: (дата обращения 16.12.2021). – Текст : электронный.
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
  • Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2021 г. № АБ-1898/06 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
  • Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  • Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
  • Устав и нормативно-локальные акты МБОУ ДО ЦВР «Ровесник».
  • Справочники.- Шахматные дебюты. Полный курс - М.: Фаир-Пресс, 2006-707с.Учебные пособия.- 2000 шахматных задач 1-2 разряд.- В.Костров, Б. Белявский – Шахматный решебник.Часть I. Связка. Двойной удар.- СПб 2004г.- 91с.Часть II. Отвлечение. Завлечение.- СПб 2004г.- 91с.Часть III. Шахматные комбинации.- СПб 2004г.- 91с.Часть IV. Шахматные окончания.- СПб 2004г.- 91с.- В.Костров, П. Рожков - Шахматный решебник. Книга В.- СПб, 2004-96с.- В.Костров, Б. Белявский – Как играть шахматные окончания. Тест партии: 1 год – СПб, 2003-95с.2 год – СПб, 2003 -95с.Тест партии. В какую силу я играю?Часть 2. Полуоткрытые дебюты - СПб – 2000-95с.Часть 3. Закрытые дебюты - СПб – 2000-95с.Литература: Для педагога:
  • Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.
  • Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
  • Каспаров Г.К. Мои великие предшественники: Новейшая история развития шахматной игры: В 6 т. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.
  • Котов А.А. Шахматное наследие А. Алехина, М.: «Физкультура и спорт», 1982.
  • Ласкер Э. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
  • Нимцович А.И. Моя система, М.: «Физкультура и спорт», 1984.
  • Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний М., 2006.
  • Чехов В., Архипов С., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников IV-II разрядов, 2007.
  • Чехов В., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников I- кандидатов в мастера спорта, 2009 II разрядов – 2007.
  • Для детей и родителей:1. Вольф П. Шахматы. Шаг за шагом. М.: «Ермак», 2003.2. Губницкий С.Б. Полный курс шахмат (64 урока), М.: Россия, 2001.3. Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.7. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Ростов, 20078.Петрушина Н.М. Эндшпиль. 10 уроков для самых маленьких. Ростов, 2003Администрация Городецкого муниципального округа Нижегородской областимуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «РОВЕСНИК»г. ЗаволжьеМодуль мастерства «Гамбит» сроком освоения 1 год для детей с 10 лет к программе «Шахматы»Составитель: методистВсеволодова Е.Н.г. Заволжье 2025г.Модуль мастерства «Гамбит» сроком обучения 1 год разработан к программе «Шахматы» физкультурно-спортивной направленности сроком освоения 3 года для детей с 10 лет для дальнейшего совершенствования знаний и навыков в шахматной игре. Занятия по программе предполагают использование и реализацию учебного материала, обеспечивающего доступ к сложным и специфическими знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы, Зачисление на модуль осуществляется по итогом входной диагностики.Цель и задачи:Цель: Развитие возможностей шахматного творчества через создание условий для совершенствования мастерства игры в шахматы. Задачи:
  • Расширить спектр специальных знаний в области шахматной игры.
  • Способствовать развитию логического мышления, воображения и творческого подхода в шахматной игре.
  • Воспитывать целеустремленность, познавательный интерес к данной области знаний.
  • Основная форма обучения – учебное занятие. Возраст обучающихся – с 10 лет. Состав группы – постоянный, набор детей в объединение –после результатов диагностики имеющихся знаний и навыков.Методы и формы работыОсновным методом работы является метод практической работы. Формы работы могут быть – фронтальная, групповая, индивидуальная – в зависимости от цели занятия. Условия реализации программы. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, учебных диалогов, бесед, анализа сыгранных партий, разбора партий известных шахматистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры, конкурсы по решению задач, этюдов, , мини-турниры. Результаты работы определяются результативностью практических достижений на основе полученных знаний и приобретенных навыков игры.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
  • Расширился спектр специальных знаний в области шахматной игры, совершенствуется мастерство игры в шахматы, обучающиеся продолжают результативное участие в открытых городских рейтинговых соревнованиях, муниципальных этапах соревнований «Белая ладья», «Нижегородский Витязь", принимают участие в областных соревнованиях, а так же в рейтинговых онлайн турнирах.
  • Развито логического мышления, воображение и творческий подход в шахматной игре.
  • Воспитаны целеустремленность, познавательный интерес к данной области знаний.
  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН Содержание.1. Тактика и стратегияОсуществление плана атаки. План обороны. Виды атаки. Объекты атаки. Контратака. Разрушение пешечного прикрытия короля. О стратегически выигранных позициях. Недооценка угроз противника.Типовые позиции миттельшпиля. Контратака на позицию длинной рокировки противника.2 . Оценка ситуацииИспользование пешечного перевеса. Блокада отсталой пешки. Анализ типичных положений. Позиционное мышление. Стратегическое маневрирование.3. Атака и защитаРеализация материального перевеса. Участие короля в стадии эндшпиля. Основные теоретические позиции. Матовые комбинации.Острый метод ведения игры. Цель гамбита. Опередить соперника в развитии через жертвы. Захват центра. Встречные жертвы. Бессмертный гамбит.Формы аттестации и оценочные материалы.С целью контроля усвоения знаний и навыков обучающимися, проводится наблюдение за игрой в соревнованиях и турнирах, а также итоговый подсчет рейтинга шахматистов. Методические материалы. Методическое обеспечение Учебно-методический комплексНормативная правовая документация.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция) // URL: (дата обращения 16.12.2021). – Текст : электронный.
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
  • Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2021 г. № АБ-1898/06 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
  • Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  • Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
  • Устав и нормативно-локальные акты МБОУ ДО ЦВР «Ровесник».
  • Справочники.- Шахматные дебюты. Полный курс - М.: Фаир-Пресс, 2006-707с.Учебные пособия.- 2000 шахматных задач 1-2 разряд.- В.Костров, Б. Белявский – Шахматный решебник.Часть I. Связка. Двойной удар.- СПб 2004г.- 91с.Часть II. Отвлечение. Завлечение.- СПб 2004г.- 91с.Часть III. Шахматные комбинации.- СПб 2004г.- 91с.Часть IV. Шахматные окончания.- СПб 2004г.- 91с.- В.Костров, П. Рожков - Шахматный решебник. Книга В.- СПб, 2004-96с.- В.Костров, Б. Белявский – Как играть шахматные окончания. Тест партии: 1 год – СПб, 2003-95с.2 год – СПб, 2003 -95с.Тест партии. В какую силу я играю?Часть 2. Полуоткрытые дебюты - СПб – 2000-95с.Часть 3. Закрытые дебюты - СПб – 2000-95с.Литература: Для педагога:
  • Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.
  • Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
  • Каспаров Г.К. Мои великие предшественники: Новейшая история развития шахматной игры: В 6 т. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.
  • Котов А.А. Шахматное наследие А. Алехина, М.: «Физкультура и спорт», 1982.
  • Ласкер Э. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
  • Нимцович А.И. Моя система, М.: «Физкультура и спорт», 1984.
  • Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний М., 2006.
  • Чехов В., Архипов С., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников IV-II разрядов, 2007.
  • Чехов В., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников I- кандидатов в мастера спорта, 2009 II разрядов – 2007.
  • Для детей и родителей:1. Вольф П. Шахматы. Шаг за шагом. М.: «Ермак», 2003.2. Губницкий С.Б. Полный курс шахмат (64 урока), М.: Россия, 2001.3. Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.7. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Ростов, 20078.Петрушина Н.М. Эндшпиль. 10 уроков для самых маленьких. Ростов, 2003Администрация Городецкого муниципального округа Нижегородской областимуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «РОВЕСНИК»г. ЗаволжьеМодуль мастерства «Гамбит Плюс» сроком освоения 1 год для детей с 10 лет к программе «Шахматы»Составитель: методистВсеволодова Е.Н.г. Заволжье 2025г.Модуль мастерства «Гамбит» сроком обучения 1 год разработан к программе «Шахматы» физкультурно-спортивной направленности сроком освоения 3 года для детей с 10 лет для дальнейшего совершенствования знаний и навыков в шахматной игре. Занятия по программе предполагают использование и реализацию учебного материала, обеспечивающего доступ к сложным и специфическими знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы, Зачисление на модуль осуществляется по итогом входной диагностики.Цель и задачи:Цель: Развитие возможностей шахматного творчества через создание условий для совершенствования мастерства игры в шахматы. Задачи:
  • Расширить спектр специальных знаний в области шахматной игры.
  • Способствовать развитию логического мышления, воображения и творческого подхода в шахматной игре.
  • Воспитывать целеустремленность, познавательный интерес к данной области знаний.
  • Основная форма обучения – учебное занятие. Возраст обучающихся – с 10 лет. Состав группы – постоянный, набор детей в объединение –после результатов диагностики имеющихся знаний и навыков.Методы и формы работыОсновным методом работы является метод практической работы. Формы работы могут быть – фронтальная, групповая, индивидуальная – в зависимости от цели занятия. Условия реализации программы. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, учебных диалогов, бесед, анализа сыгранных партий, разбора партий известных шахматистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры, конкурсы по решению задач, этюдов, , мини-турниры. Результаты работы определяются результативностью практических достижений на основе полученных знаний и приобретенных навыков игры.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
  • Расширился спектр специальных знаний в области шахматной игры, совершенствуется мастерство игры в шахматы, обучающиеся продолжают результативное участие в открытых городских рейтинговых соревнованиях, муниципальных этапах соревнований «Белая ладья», «Нижегородский Витязь", принимают участие в областных соревнованиях, а так же в рейтинговых онлайн турнирах.
  • Развито логического мышления, воображение и творческий подход в шахматной игре.
  • Воспитаны целеустремленность, познавательный интерес к данной области знаний.
  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН Содержание.1. Тактика и стратегияОсуществление плана атаки. План обороны. Виды атаки. Объекты атаки. Контратака. Разрушение пешечного прикрытия короля. О стратегически выигранных позициях. Недооценка угроз противника.Типовые позиции миттельшпиля. Контратака на позицию длинной рокировки противника.2 . Оценка ситуацииИспользование пешечного перевеса. Блокада отсталой пешки. Анализ типичных положений. Позиционное мышление. Стратегическое маневрирование.3. Атака и защитаРеализация материального перевеса. Участие короля в стадии эндшпиля. Основные теоретические позиции. Матовые комбинации.Острый метод ведения игры. Цель гамбита. Опередить соперника в развитии через жертвы. Захват центра. Встречные жертвы. Бессмертный гамбит.Формы аттестации и оценочные материалы.С целью контроля усвоения знаний и навыков обучающимися, проводится наблюдение за игрой в соревнованиях и турнирах, а также итоговый подсчет рейтинга шахматистов. Методические материалы. Методическое обеспечение Учебно-методический комплексНормативная правовая документация.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция) // URL: (дата обращения 16.12.2021). – Текст : электронный.
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
  • Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2021 г. № АБ-1898/06 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
  • Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  • Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
  • Устав и нормативно-локальные акты МБОУ ДО ЦВР «Ровесник».
  • Справочники.- Шахматные дебюты. Полный курс - М.: Фаир-Пресс, 2006-707с.Учебные пособия.- 2000 шахматных задач 1-2 разряд.- В.Костров, Б. Белявский – Шахматный решебник.Часть I. Связка. Двойной удар.- СПб 2004г.- 91с.Часть II. Отвлечение. Завлечение.- СПб 2004г.- 91с.Часть III. Шахматные комбинации.- СПб 2004г.- 91с.Часть IV. Шахматные окончания.- СПб 2004г.- 91с.- В.Костров, П. Рожков - Шахматный решебник. Книга В.- СПб, 2004-96с.- В.Костров, Б. Белявский – Как играть шахматные окончания. Тест партии: 1 год – СПб, 2003-95с.2 год – СПб, 2003 -95с.Тест партии. В какую силу я играю?Часть 2. Полуоткрытые дебюты - СПб – 2000-95с.Часть 3. Закрытые дебюты - СПб – 2000-95с.Литература: Для педагога:
  • Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.
  • Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
  • Каспаров Г.К. Мои великие предшественники: Новейшая история развития шахматной игры: В 6 т. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.
  • Котов А.А. Шахматное наследие А. Алехина, М.: «Физкультура и спорт», 1982.
  • Ласкер Э. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
  • Нимцович А.И. Моя система, М.: «Физкультура и спорт», 1984.
  • Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний М., 2006.
  • Чехов В., Архипов С., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников IV-II разрядов, 2007.
  • Чехов В., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников I- кандидатов в мастера спорта, 2009 II разрядов – 2007.
  • Для детей и родителей:1. Вольф П. Шахматы. Шаг за шагом. М.: «Ермак», 2003.2. Губницкий С.Б. Полный курс шахмат (64 урока), М.: Россия, 2001.3. Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.7. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Ростов, 20078.Петрушина Н.М. Эндшпиль. 10 уроков для самых маленьких. Ростов, 2003Администрация Городецкого муниципального округа Нижегородской областимуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «РОВЕСНИК»г. ЗаволжьеРабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Шахматы»на 2025 – 2026 учебный годСоставитель: методистВсеволодова Е.Н.г. Заволжье 2025г.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы» физкультурно-спортивной направленности.Объем и срок освоения программы.Программа «Шахматы» рассчитана на 3 года, к программе разработаны 2 модуля.Модуль «Дебют», сроком освоения 1 год с 7 лет,Модуль «Дебют Плюс», сроком освоения 1 год с 7 лет, Модуль «Гамбит», сроком освоения 1 год с 10 лет,Модуль «Гамбит Плюс», сроком освоения 1 год с 10 лет. Формы обучения.Основной формой учебных занятий являются групповые практические занятия. В процессе обучения и воспитания широко используются тематические беседы, игры, викторины, графические задания.Режим занятий:Модуль «Дебют» - 1 час в неделю,Модуль «Дебют Плюс», 4 часа в неделю,«Шахматы»:
  • 1 год обучения – 4 часа в неделю.
  • 2 год обучения – 4 часа в неделю.
  • 3 год обучение – 4 часа в неделю.
  • Модуль «Гамбит» – 4 часа в неделю,Модуль «Гамбит Плюс» - 6 часов в неделю.Цель и задачи программы:Цель и задачи программы.Цель: формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для игры в шахматы, а также для участия в шахматных соревнованиях.Задачи:Цель и задачи модулей «Дебют» и «Дебют Плюс».Цель: Формирование первоначальных знаний основ и принципов шахматной игры. Подготовить обучающихся к дальнейшим ступеням обучения шахматной игре.Задачи:Цель и задачи модуля «Гамбит».Цель: Развитие (совершенствование) возможностей шахматного творчества через создание условий для совершенствования мастерства игры в шахматы.Задачи: В 2025-2026 учебном году в объединении «От дебюта до эндшпиля» обучаются обучающиеся с 7 лет:4 группы «Дебют» -1 год обучения, 3 группы «Дебют Плюс» - 1 год обучения, 1 группа – 1 года обучения, 1 группа – 2 года обучения, 1 группа – 3 года обучения, 1 группа «Гамбит» – 1 год обучения, 1 группа «Гамбит Плюс» – 1 год обучения.Приложение.Календарно-тематическое планированиеКалендарно-тематическое планированиеКалендарно-тематическое планированиеУправление образования и молодежной политики администрации Городецкого округа Нижегородской областиМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «РОВЕСНИК»г. ЗаволжьеРабочая программа воспитанияи календарный план воспитательной работына 2025-2026 учебный годТворческое объединение «Шахматы»Составил:методист Всеволодова Е.Н.г. Заволжье2025г.Рабочая программа воспитания для обучающихся детского объединения «Шахматы» разработана согласно требованиям следующих документов:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р (ред. От 30.03.2020);
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;
  • Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. От 16.07.2020);
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  • Рабочая программа воспитания предназначена для всех групп обучающихся, а также их родителей (законных представителей) детского объединения «От дебюта до эндшпиля» в возрасте с 7 лет. Данная программа воспитания рассчитана на один учебный год.Деятельность объединения «От дебюта до эндшпиля» имеет физкультурно-спортивную направленность.Обучающиеся имеют возрастную категорию с 7 лет. Цель – создание условий для формирования социально-активной, творческой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также духовному самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.Задачи:
  • Воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам и уважительное отношение к старшим, способность к командному, коллективному взаимодействию.
  • Формировать целеустремленность, ценностное отношение к спорту, здоровому образу жизни
  • Формировать стремление к самоконтролю, самосовершенствованию.
  • Планируемые результаты: совокупность личностных качеств, компетенций, мета предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы.
  • умеют строить отношения со сверстниками, уверенно чувствуют себя в танцевальном коллективе.
  • формируется целеустремленность, ценностное отношение к спорту, здоровому образу жизни.
  • формируется стремление к самоконтролю, самосовершенствованию.
  • Календарный план воспитательной работы на 2025-2026 уч. годСписок использованной литературыНормативно-правовые документы:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р (ред. От 30.03.2020);
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;
  • Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. От 16.07.2020);
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Литература для педагога:
  • Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/ под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2016;
  • Каргина З.А. Практическое пособие для работы педагога дополнительного образования. – Изд. доп.- М.: Школьная Пресса, 2008;
  • Интернет-источники:  
  •  программа по воспитательной работе
  •      рабочая программа воспитательной работы
  • Календарный учебный графикна 2025-2026 учебный годУсловия реализации программы.Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, учебных диалогов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры. Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия обучающихся объединения в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.Материально – техническое обеспечение программы.Шахматные часы – 2 штуки;таблицы к различным турнирам;раздаточные материалы для тренинга;вопросники к контрольным занятиям и викторинам;комплекты шахматных фигур с досками – 3-4 штук.книги по шахматам для педагогов и детей (история шахмат, дебюты,эндшпиль, миттельшпиль, тактика, стратегия)задачники для обучающихся (тактика, различные маты, комбинации). Методическое обеспечение Учебно-методический комплексНормативная правовая документация.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция) // URL: (дата обращения 16.12.2021). – Текст : электронный.
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 "О направлении методических рекомендаций". Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”. – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. р (ред. от 30.03.2020).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" – если в программе указано использование ЭО, ДОТ, то данный документ включаем в перечень.
  • Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
  • Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 1 ноября 2021 г. № АБ-1898/06 «О направлении методических рекомендаций. Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
  • Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
  • Распоряжение Правительства Нижегородской области от 30.10.2018 № 1135-р «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
  • Устав и нормативно-локальные акты МБОУ ДО ЦВР «Ровесник».
  • Справочники.- Шахматные дебюты. Полный курс - М.: Фаир-Пресс, 2006-707с.Учебные пособия.- 2000 шахматных задач 1-2 разряд.- В.Костров, Б. Белявский – Шахматный решебник.Часть I. Связка. Двойной удар.- СПб 2004г.- 91с.Часть II. Отвлечение. Завлечение.- СПб 2004г.- 91с.Часть III. Шахматные комбинации.- СПб 2004г.- 91с.Часть IV. Шахматные окончания.- СПб 2004г.- 91с.- В.Костров, П. Рожков - Шахматный решебник. Книга В.- СПб, 2004-96с.- В.Костров, Б. Белявский – Как играть шахматные окончания. Тест партии: 1 год – СПб, 2003-95с.2 год – СПб, 2003 -95с.Тест партии. В какую силу я играю?Часть 2. Полуоткрытые дебюты - СПб – 2000-95с.Часть 3. Закрытые дебюты - СПб – 2000-95с.Литература: Для педагога:
  • Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.
  • Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
  • Каспаров Г.К. Мои великие предшественники: Новейшая история развития шахматной игры: В 6 т. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.
  • Котов А.А. Шахматное наследие А. Алехина, М.: «Физкультура и спорт», 1982.
  • Ласкер Э. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.
  • Нимцович А.И. Моя система, М.: «Физкультура и спорт», 1984.
  • Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний М., 2006.
  • Чехов В., Архипов С., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников IV-II разрядов, 2007.
  • Чехов В., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников I- кандидатов в мастера спорта, 2009 II разрядов – 2007.
  • Для детей и родителей:1. Вольф П. Шахматы. Шаг за шагом. М.: «Ермак», 2003.2. Губницкий С.Б. Полный курс шахмат (64 урока), М.: Россия, 2001.3. Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.7. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Ростов, 20078.Петрушина Н.М. Эндшпиль. 10 уроков для самых маленьких. Ростов, 2003