Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
Автор: Князева Лилия Владимировна
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возрастаНаправлено на формирование любознательности, мыслительных процессов и устойчивых познавательных интересов через исследовательскую деятельность. Познавательная активность проявляется в интересе к незнакомой информации, желании узнать нечто новое, уточнить или углубить свои познания. Активность выражается также в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в творчестве, в запоминании определённого способа познания и применении его в других условиях. МетодыНекоторые методы развития познавательной активности у дошкольников:Экспериментирование — практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Ребёнок выступает в роли исследователя, который самостоятельно познаёт окружающий мир. Проектная деятельность — развивает познавательные интересы детей, способность самостоятельно формировать свои знания, ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Используются исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты. Создание проблемных ситуаций — теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с этой ситуацией. ФормыДля развития познавательной активности у дошкольников используются, например:Занятия различных видов: окружающий мир, формирование элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте и др..Наблюдения за объектами живой и неживой природы — в младших группах наблюдения кратковременны, в старших — длительные исследования, наблюдение за изменениями в природе.Эвристические беседы — в основе лежат вопросы-проблемы, например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?».ИгрыДля развития познавательной активности у дошкольников используются, например:Дидактические игры — помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательных действий. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.Игры-предположения («Что было бы, если…») — перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия.Игры-загадки — в основе лежит проверка знаний, находчивости, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.ЛитератураДля педагогов по теме «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста» используются, например:Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н. «Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования» — представляет конкретные педагогические технологии исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников среднего и старшего дошкольного возраста при формировании представлений об окружающем мире (предметах неживой природы и растениях).