Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах
Автор: Балюбашенко Любовь Александровна
Мастер - классПриёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классовРазработалаучитель начальных классовБалюбашенко Л.А. Тема мастер – класса: «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов» Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах, которые способствуют повышению качества знаний у учащихся.Практическая значимость: ознакомление с разными видами заданий, используемых на уроках в начальной школе для развития орфографической зоркостиЗадачи:раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах ;показать практическую значимость использования приёмов по развитию орфографической зоркости;убедить педагогов в целесообразности использования разных видов приёмов в практической деятельности на уроках. Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.Новизна моего опыта состоит в том, что я подобрала упражнения, которые использую в работе при формировании орфографической зоркости у младших школьников. Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном и среднем этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине. Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о разных видах приёма развития орфографической зоркости на уроках русского языка, способствующих повышению качества знаний в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.Ход мастер – класса:1.Оргмомент.Цель: установление личных контактов с участниками мастер-класса. Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я приглашаю вас на мастер-класс по теме : «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно поработать, я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко, позитивно, не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечает на этом же языке.Я начну на русском языке- Здравствуйте!(Китай)- Нихао ! (Грузия)- ГомарДжоба ! (Якутия)- Норуонноргуй! (Удмуртия)- Джечьбуречь ! Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно укрепиться.2.Теоретическая частьУчителей начальных классов, и меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких обучающихся - единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму. Считаю, в современной школе одной из главных задач обучения русскому языку школьников является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Все вы, уважаемые коллеги, владеете приемами работы по развитию орфографической зоркости.Я взяла на себя смелость показать вам некоторые приемы, которые кажутся мне интересными и эффективными. Буду рада, если вы увидите что-то новое для себя. Хотелось бы поделиться своими наработками, т. е. провести Мастер-класс, для того, чтобы привлечь вас к совместной работе. Перед вами на слайде буквы.Слайд 2- Какие мысли приходят вам в голову при виде этих букв? (а, о, е, и, я; б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с)(- орфограммы корня; эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова)- Правильно, эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова, в основных тринадцати орфограммах начальной школы ( Вы видите их на слайде)Слайд 3 Слайд 4 Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию при работе над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка. Главным в обучении правописанию считаю применение орфографического правила, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…»,- сказано в Библии. Истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшие затруднения встречаются у учащихся на первом этапе формирования орфографического навыка, т.е. в начальной школе. Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение. Любой практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год мы все чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо падает. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок? Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. С появлением языка Интернета они актуальны как никогда ранее и от того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение по любой школьной дисциплине. Педагог, методист по русскому языку, член-корреспондент РАН, доктор педагогических наук, профессор Михаил Ростиславович Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: Слайд 51) увидеть орфограмму в слове;2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку. В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно хорошо справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу. А чтобы осознанно, правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим базовым орфографическим умением. Поэтому главная задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме. Слайд 6 Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки. Все мы знаем роль зрительных, слуховых и артикуляционный факторов. Все эти факторы должны быть задействованы. Рассмотрим их все по порядку.Слайд 7Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Учёные – психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Для развития зрительного фактора я использую следующие приёмы:а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зелёный), чтобы выделить трудную букву; (Поднимите руку, кто использует такой приём и приносит ли он пользу)б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе можно работать над правильным написанием слов в предложении с предварительным построением опорных схем. Сначала дети называют количество слов в предложении. Учитель читает слово, дети под руководством учителя находят в нем опасное место, объясняют написание буквы и записывают на доске как опорную схему:-Какую опорную схему можно составить к данным предложениям?Весной лес оживает. е оиеВесело щебечут птицы . ео еу ыИз берлоги вылезает сонный медведь. з еи ее нн ед(-Кто использует этот приём) а) много споров вызывает и приём «Какография»(показа неправильного письма). Так, например, даётся текст с ошибками и его нужно исправить,например: «В лису расла бальшая сасна. Под ней была зиленая трова и красивые цвиты». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки.Но этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать. Ушинский К. Д. утверждал, что «какография - занятие весьма полезное», если «употребляется вовремя и с умением». б) провожу так называемый «диктант с обоснованием» (объяснительный диктант). Диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением.Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем то, которое диктую, то есть должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор её написания.в) использую «диктант с подчёркиванием». Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-нибудь орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.г) зрительные диктанты и словарные В конце первого класса даю детям цепочку из нескольких слов, написанную на ленте, демонстрирую в течение 9-15 секунд. Затем убираю. Дети пишут слова, которые запомнили. Дальше показываю новую цепочку слов. Опять пауза, во время которой дети пишут. Так происходит несколько раз. После написания слов дети подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно написанное слово начисляются очки, за ошибку очко снимается. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Так дети учатся самоконтролю. д) В работе над развитием орфографической зоркости особое внимание уделяю работе со словарем. Словарные слова записывают в словариках ( он у них один на все 4 года). В начале недели записываем группу слов, на второй день на доске эти слова написаны с пропущенными буквами, на третий день ученики пишут их под диктовку учителя, на четвертый день пишут на доске и в тетради по памяти, на пятый день- словарный диктант. В конце года пишем словарный диктант из 25-30 слов.Слайд 82) Слуховой фактор. Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Как графические, так орфографические написания возможны при условии сопоставления произношения и написания. Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно – это графические написания. Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях. Таким образом, развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождении орфограммы и определении её типа. Развивать фонематический слух я начинаю с 1 класса. Чтобы детям было легче усвоить премудрость русского языка, при изучении темы «Безударные гласные» провожу следующие игры:а) «Найди опасное место». Я произношу слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два опасных места;б) «Светофор». Ученики показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;в) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Вырабатываем способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности». Умение видеть такой сигнал опасности, поиск «опасных мест» в написанном слове – это уже начало обучения самопроверке написанного. Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег. Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием. Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.Слайд 9 -10Приложение 1Из рифмовок я применяю только запоминалки и орфографические минутки.Слайд 11 Артикуляционный фактор. Проговаривание. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Данная методика оказывает положительное влияние на грамотное письмо школьников, но не может считаться универсальным средством при обучении орфографии, т.к. в процессе проговаривания восприятие орфографического материала не связано с его теоретическим осмыслением. Приём орфографического проговаривания я использую на своих уроках постоянно, и он даёт неплохие результаты. Такую работу я веду с 1 класса. Ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его чётко по слогам. Называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания, чаще всего касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на следующих уроках и в конце концов прочно запоминается.2) Комментированное письмо. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. При формировании орфографической зоркости также использую тренажеры . Они расширяют лексический запас ребенка, позволяют ему быстро ориентироваться в изучаемом материале, в подборе проверочных слов. Считаю, что работа с тренажером снижает физические и умственные перегрузки, нервную утомляемость детей, позволяют приобрести устойчивый навык .3.Практическая часть Главное значение мастер-класса - взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование. Выполним с несколько заданий на развитие орфографической зоркости, который я применяю в 4 классе. Они развивают внимание, быстроту, умение определять орфограмму. Слайд 12 Задание №1Раздаю таблички группам. Читаем задание. Это задание вы выполняете на время.После выполнения задания – взаимопроверка и подведение итога. Какая из двух групп победила.Приложение 1 Слайд 13 Задание №2Проверим, как вы знаете правило на безударную гласную в корне слова , проверяемую ударением.Раздаю задания, где нужно соединить слова с картинками таким образом, чтобы звук, с которого начинается название картинки, был на месте безударной гласной и записать эту гласную на месте пропуска.После выполнения задания – подведение итога.Приложение 2 Слайд14 Задание №3Дается по группам 1группа- найдите пары слов, которые отличаются друг от друга всего лишь одной буквой.Запишите получившиеся пары.2 группа- расшифровка фразы.Приложение 3 4. Заключительная частьСлайд 15 Все перечисленные методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают у учащихся орфографическую зоркость, навык решения орфографической задачи, самоконтроль. Целенаправленно и систематически проводимые мною указанные виды работ, применяемые специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся. Проблема орфографической зоркости показала, что она имеет сложности: младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением материала в памяти и его воспроизведением, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. Я благодарю Вас за внимание, за участие в мастер-классе и желаю Вам, чтобы ваши уроки были интересными, запоминающимися и познавательными. Если вам понравился мастер-класс и вы будете использовать приёмы на своих уроках – возьмите красный цветочек, если мастер-класс понравился, но у вас ещё есть вопросы –возьмите жёлтый цветочек, а если вам не всё было понятно и вы не знаете , как использовать приём – возьмите синий цветочек. Спасибо за работу! Используемая литература:М.Р.Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990 г.Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Пр. 1993 г.И.В.Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год, №3.Г.И.Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год, №4.Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001, №5.Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. - 2005, №3.Формирование навыков грамотного письма через разнообразие форм и методов преподавания русского языка.Л.И.Тикунова, В.П.Канакина «Сборник диктантов и творческих работ». М. Пр.1992 г.В.П.Канакина, Г.С.Щёголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ». М. Пр. 2014 г. Приложение 11. «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - шиЧижи, ужи, ежи, стрижи,жирафы, мыши, и моржи,машины, шины, камыши -запомни слоги жи и ши2. «Рифмовки – тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».Кошка Маринка,котёнок …., Тщенок Дружок,цыплёнок….,Пкорова Бурёнка,коза …., Нпоросёнок Хрюша,и бычок …. ГСлова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.3. «Рифмовки – контролёры» служат средством контроля и самоконтроля. Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки.Чаща, чяйка, каланчачящя, ча чяроща, чаща и свечящя чящя чапищя, чайник, чяшки, чай -ща чя ча чякак напишешь? Отвечай!Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание.Чайка, каланчяЧя ча4. «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.Я грамотно писать хочу,Слова на ЧУ и ЩУ учу:Чулки и чудо, и чугун,Чудак и щука, и ворчун,Ищу, пищу, верчу, тащу-Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!- Подчеркнуть все буквы на изученные правила. Приложение 2 Приложение 31. Соедини слова с картинками таким образом, чтобы звук, с которого начинается название картинки, был на месте безударной гласной. Запиши эту гласную на месте пропуска. 1. Соедини слова с картинками таким образом, чтобы звук, с которого начинается название картинки, был на месте безударной гласной. Запиши эту гласную на месте пропуска.Оч __ ровательныйПриложение 4 Посмотрите внимательно. Это диск для шифровки. Чтобы расшифровать фразу, вам нужно найти букву на внутреннем круге и заменить её буквой из наружного круга. Посмотрите внимательно и найдите пары слов, которые отличаются друг от друга всего лишь одной буквой. Например : код-котПовод, шар, обман, галька, зуб, дуб, кот, галка, мишка, провод, жар, миска, пар, шарф, обмен, код.Выпишите эти пары слов._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________