Конспект урока истории 6 класса "Горожане и их образ жизни"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока истории 6 класса "Горожане и их образ жизни"
Автор: Береснева Елена Александровна
Открытый урок в 6 а классе МАОУ «С(К)СОШИ» учителя истории и обществознания Бересневой Елены АлександровныТема: «Горожане и их образ жизни»Тип урока: комбинированныйФорма урока: урок с использованием ИКТЦели урока:образовательная: вспомнить особенности и причины его возникновения; познакомить учащихся с внешним обликом средневекового города, рассмотреть особенности внутренней жизни города; дать характеристику горожанам, их занятиям и проблемам.развивающая: продолжить формирование умений изучать исторические источники, анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы; развивать наглядно-образное и логическое мышление; прививать навыки общения с компьютеромвоспитательная: способствовать развитию творческих способностей учащихся, формированию интереса к истории, чувства уважения к истории других народов.Оборудование: ноутбук, слайд-проектор, экран, историческая карта «Развитие ремесла и торговли в XIV в.», учебник «История средних веков» (Е.В. Агибалова, Г.М. Донской)Приложения:стихотворение Ганса Сакса «Похвальное слово Нюрнбергу» (отрывок);тест «Сравнение средневекового крестьянина и горожанина»;компьютерная презентация.Этапы урока:Проверка домашнего задания.Объяснение нового материала.Закрепление.Домашнее задание.Ход урока.Учитель приветствует учащихся, объявляет тему и цели урока (Слайды 1-2)Ученики записывают тему урока в тетрадь.Проверка домашнего заданияПовторение домашнего задания через ассоциации (Слайд 3)На экране появляются картинки, характеризующие основные группы населения эпохи средневековья (духовенство, рыцарство, крестьянство) (Слайды 4-7)Учитель задает к каждой группе картинок вопросы: "Кто это? Как вы догадались?" Ученики объясняют.Проблемные задания:Учитель: "Что объединяет людей в эти группы?" (Слайд 8)Учащиеся называют - "занятия, сходный образ жизни, происхождение и др."Учитель, проверяя сказанное учащимися, выводит слайд с перечнем факторов, определяющих принадлежность к сословию (Слайд 9):- Общность происхождения- Общие занятия- Похожий образ жизни- Одинаковые права и обязанностиИменно эти признаки определяли принадлежность к тому или иному сословию. Вспомните, что же такое сословие? - это большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.Учитель: посмотрите, какими символами можно обозначить каждую группу (Слайд 10) (для духовенства - крест, для рыцарства - меч, для крестьянства - плуг или серп). Как вы думаете, почему?Ученики: духовенство - молится, рыцари - воюют, крестьяне - трудятся.Учитель показывает на экране ряд картинок о средневековом городе и горожанах (Слайд 11), спрашивая учащихся: "Кто это такие?"Ученики: горожане. Учитель: кто такие горожане? (Слайд 12)Изложение нового материала с элементами повторенияУчитель характеризует представителей городского населения:Слайд13: Городом управляли богачи - купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. Они заседали в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой. Постепенно они выделялись в городскую знать - их называли патрициями. Патриции в быту подражали рыцарям. Они жили в каменных домах, заводили гербы, сражались верхом на конях, роскошно одевались.Ученики записывают в тетрадь: состав городского населения:патриции - городская знать.Слайды 14-15: В то же время господа, проживавшие в городах, не брезговали заниматься торговлей, покупать торговые корабли, сдавать свои земли в аренду под лавки, мастерские и кабаки. Ремесленники с XIV века начали бороться за участие в управлении городом, но лишь в немногих городах им удавалось включить своих делегатов в старые советы. Чаще всего создавался новый совет все из тех же патрициев.Ученики: в тетради:городские ремесленники, купцы и мелкие торговцы.Слайд 16: В городах возникали нецерковные школы - они были частными или содержались на средства городских советов. А уже в XII веке в Европе появились первые высшие школы - университеты, где преподавали прославленные ученые. В городах процветали науки и искусства, писались литературные и ученые сочинения. Так в городах возникала интеллигенция - особая группа людей, занятых умственным трудом.Ученики: в тетрадь:интеллигенция - особая группа людей, занятых умственным трудом.Слайд 17: Из округи в города приходило много бедняков. Они нанимались на грязную и тяжелую работу, становились поденщиками, слугами, матросами. В городах скапливалась масса искалеченных и немощных людей, которые нищенствовали и воровали, а также множество голодающих, бежавших из деревень. Не раз в городах вспыхивали восстания бедняков, но их жестоко подавляли, подчас прибегая к помощи соседних феодалов.Ученики: в тетрадь:городская беднота.Таким образом, население города было многообразным. Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. Они стремились нажить богатство прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Тогда говорили: «Кто умеет ценить время, будет господином всего, что пожелает». Растущим городам требовалось все больше образованных людей, так как нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах, судах. Люди городского труда составляли особое городское сословие, которое настойчиво отстаивало свои привилегии и права.Учитель (Слайд 18): давайте вспомним: существовали ли города в древности?Ученики: называют города, о которых говорилось в курсе истории древнего мира, древнерусские города.Учитель: мы говорили с вами, что в первые столетия средневековья в Европе было мало городов, но начиная с X-XI вв. их число стало очень быстро увеличиваться. Что же произошло? Почему Европа в XI-XIII вв. покрывается густой сетью городов?Слайд 19: Ученики: изменения в сельском хозяйстве:- увеличение посевных площадей;- использование орудий труда из железа;- применение тяжелого колесного плуга;- использование лошадей в сельском хозяйстве.Слайд 20: Ученики: - увеличение урожая.Слайд 21: Ученики: - появление водяных, а затем ветряных мельниц.Слайд 22: Ученики: - отделение ремесла от сельского хозяйства.Слайд 23: Ученики: - появление излишков.Слайд 24: Ученики: - развитие торговли.Слайд 25: Учитель: проверим себя, все ли причины мы вспомнили?Слайд 26: Учитель: а где же возникали города?Слайд 27: Ученики: вспоминают, что означали окончания (-бург; -берг; -фурт /крепость/; -бридж /мост/) и начало (Сен-; Сан-; Сент- /святой/) в названиях городов, называют и показывают на карте «Развитие ремесла и торговли в Европе» города с таким названием.Слайд 28: Учитель: итак, где же возникали средневековые города?Ученики: на мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных гаваней, у стен замков и монастырей.Слайд29: Учитель: А сейчас мы совершим экскурсию по средневековому городу.Слайд 30: Ваша задача внимательно слушать мой рассказ и определить, что из себя представлял средневековый город; какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города? И в конце урока поделиться впечатлением, а хотели бы вы жить в средневековом городе.Учитель:Обычно население средневекового города не превышало 5-6 тысяч человек, а часто было и того меньше - 1-2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей (Любек, Гамбург). Лишь немногие города Западной Европы, такие, как Лондон, Константинополь, Париж, насчитывали до 100-200 тысяч жителей (по карте). Хотя главным занятием горожан были ремесла, торговля, сфера обслуживания, жители города еще долго не порывали с сельским хозяйством.Слайды 31-32: Город защищал себя мощными стенами, с бойницами и укрепленными воротами. Он выглядел как настоящая крепость, поэтому горожан называли в Средние века бюргерами («бург» - с нем. - крепость). За городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, пастбища. Луга и огороды часто располагались и в пределах города, по улицам бродили свиньи.Слайд 33: Войти в город можно было только по подъемному мосту через массивные ворота, которые всегда зорко охранялись стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать городские укрепления.Слайды 34-35: Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7-8 метров, а переулков не более двух метров. Во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр, двое на них не могли разминуться, их называли «улица одного человека». Улицы носили имя какого-нибудь святого или обозначались названием того ремесла, представители которого селились на данной улице. Иногда улицы были обязаны своим названием тем иностранцам, «гостям», которые часто посещали город: Английская улица в Любеке, Ломбардская в Базеле, Русская во Вроцлавле.Слайд 36-37: Дома строили в два-три этажа, причем верхние этажи нависали над нижними. Нумерации домов, к которой мы привыкли, не было. Обычно дом украшался эмблемой своего хозяина. Так сапожник возвещал о своей профессии выкрашенным яркой краской деревянным сапогом внушительных размеров. Пекарь украшал свое жилище огромным позолоченным кренделем. А если невозможно было найти надлежащую эмблему ремесла, то к дому просто прибивали деревянный щит того или иного цвета. Адрес звучал своеобразно: «Улица святого Якоба, дом синего сапога, справа…» Дома были деревянные, их обмазывали снаружи глиной и крыли тесом или соломой, реже более дорогой черепицей. Только отдельные здания, принадлежавшие городским патрициям, дворянам или богатым купцам, были каменные. При таких условиях, когда деревянные здания тесно примыкали друг к другу и соприкасались легко воспламеняющиеся кровлей, пожары были нередки и представляли собой грозное, опустошительное бедствие, с которым общими силами боролись все горожане.Слайд 38: Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывались в реки и рвы. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками появились в крупных городах в XIV веке. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конем. Из-за тесноты и грязи часто распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов.Слайд 39: Центром города была небольшая рыночная площадь, с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади казнили или привязывали к «позорному столбу» преступников.На рыночной площади горожане сооружали ратушу - здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма, арсенал.Сайд 40: Поблизости от рыночной площади высилась главная городская церковь - собор, обычно самое красивое здание в городе.Слайд 41-43: учитель просит угадать отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу, собор, рыночную площадь).В городах возводились и другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские, дома городских сообществ.Таким образом, города стали самым ярким и динамичным явлением Средневековья. Они являлись и центрами епархий, где располагались усадьбы архиепископов и епископов, и административными и политическими центрами, так как в них располагались местные правители. Города стали и центрами культурного взаимодействия.Учитель: повторяет вопросы:что из себя представлял средневековый город, каковы его особенности?Ученики: называют особенности средневекового города:- высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов,- узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли),- грязь на улицах и т.п.2) Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?Слайд44: символические изображения рынка, ратуши, собора.Ученики: называют символы города и делают записи в тетради:Ратуша - место заседания городского советаРынок - место постоянной торговлиСобор - главная городская церковь.Эти сооружения определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой.Слайд 45 Постарайтесь определить, что же из них было сердцем города, что душой, а что мозгом? Почему?Ученики: ратуша - мозг, рынок - сердце, собор - душа.Учитель предлагает учащимся узнать, какие еще сооружения были в средневековом городе.Слайд46: Работа с историческим источником(стихотворение Ганса Сакса «Похвальное слово городу Нюрнбергу» - приложение 1)Ученики: называют колодца, ворота, каменные мосты, фонтаны и т.д. по источнику.Слайд 47: Учитель: сколько улиц, фонтанов, колодцев, часов, мостов было в городе? Что было предметом особой гордости горожан? Посчитайте, сколько в городе было бань и водяных мельниц, используя формулы (на экране проецируется две формулы:БАНИ=(колодцы-ворота): каменные мосты + фонтаны : часы с боемВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ = холмы × большие часы + рынки + фонтаны : воротаУченики делают подсчеты и дают ответ: бань - 13, мельниц - 84.Слайд 48: Учитель: Итак, мы познакомились со средневековым городом. Как же назывались его жители?Ученики: Горожане.Учитель: Чем занимались горожане?Ученики: Ремеслом и торговлей.Учитель: А как назывались деревенские жители?Ученики: Земледельцы, крестьяне.Учитель: Каково их основное занятие?Ученики: Земледелие, скотоводство (сельское хозяйство)Учитель: Чем же отличался средневековый горожанин от крестьянина, чем жил, что ценил? На этот вопрос вам поможет ответить тестовое задание.Учащимся предлагается тест - один на парту для работы в парах (Приложение 2). Необходимо распределить предложенные характеристики между крестьянином и горожанином.Проверка теста осуществляется с помощью компьютера. Сначала на экран выводится вариант с ошибкой (Слайд 49). Учащиеся находят ошибку. Итоговый вариант на экране - верный (Слайд 50). Учащиеся проверяют себя.ЗакреплениеСлайд 51: Учитель предлагает учащимся тест по теме «Средневековый город» с вариантами ответа на экране. Ученики выбирают правильные ответы.Учитель: ну и в заключении хотелось бы, чтоб вы поделились своими впечатлениями о средневековом городе. Хотелось бы вам жить в нем?Ученики делятся впечатлениями.Домашнее задание§14, в. 3 (с. 123)Приложение 1Ганс Сакс«Похвальное слово городу Нюрнбергу»Без счета было в нем (в Нюнберге) домов -Высоких, низких, новых, старых.Не забывая о пожарах,Их строили: возведенаБыла защитная стенаМеж каждыми двумя домами;Резьбой затейливой, зубцамиУкрасили там щегольскиИ скаты крыш и их коньки.Смотри, как стройно и красивоТут улицы проведены.Отсюда все они видны.Их здесь - ни много и ни мало -Пять с лишком ныне стало.А лишек - двадцать восемь точно!Колодцы - сто шестнадцать счетомПолны до верха, а еще тамФонтанов дюжина водойВсех оделяет даровой.Больших часов у нас шесть штук.Из них четыре бьют все вдруг.Двенадцать в городе холмов,Одиннадцать больших мостов(И все из камня, все как есть!),Ворот же - ровным счетом шесть,Десяток рынков для народа.Прилавки не бывают пусты:Хоть отбавляй зерна, капусты...Приложение 2Распределите, что характерно для крестьянина, что для горожанинаНовый, свежий взгляд на мирЗависимость от феодалаЦенность - времяОтсутствие права собственности на землюВысшие добродетели - трудолюбие и бережливостьОбразованностьНеполноправие, приниженностьСвобода, наличие прав и свободВыполнение повинностей в пользу сеньораБезграмотность, необразованностьПриложение 2Распределите, что характерно для крестьянина, что для горожанинаНовый, свежий взгляд на мирЗависимость от феодалаЦенность - времяОтсутствие права собственности на землюВысшие добродетели - трудолюбие и бережливостьОбразованностьНеполноправие, приниженностьСвобода, наличие прав и свободВыполнение повинностей в пользу сеньораБезграмотность, необразованность