«Технология интегрированного обучения на уроках географии»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технология интегрированного обучения на уроках географии»
Автор: Миннеханова Гузалия

Интегрированные уроки в преподавании географии2.1. Актуальность проблемы межпредметных связей в обученииВзаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.В новых программах по географии и другим предметам введены специальные разделы о межпредметных связях. Этим положено начало системе использования межпредметных связей в образовательной и воспитательной работе. [7]В этой работе я  хочу поделиться опытом проведения бинарных уроков, и может быть, убедить учителей в необходимости осуществления интегрированных уроков. Почему они необходимы в современной школе?Основная задача установления межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современной культуре. Это, прежде всего тенденция интеграции научных знаний в теоретических исследованиях и практической деятельности.Интеграция школьной географии обусловлена взаимопроникновением её структурных подразделений и сопровождается ростом обобщенности и комплексности знаний о материальном единстве реального мира, взаимной связи качественно разнообразных объектов, явлений. Процесс интеграции школьной географии вызывает объективную необходимость применения общенаучных методов познания (системно-структурный, информационный, логический анализ) географической действительности.География пронизывает практически все учебные предметы. Приведем несколько примеров:Музыкальные  и литературные произведения (песни и стихи о матушке-реке) можно использовать на уроке в 8 классе, посвященном Волге - великой реке России.При изучении радиоактивности на уроках физики выясняется: роль и значение радиоактивности, где используются радиоактивные вещества, где, в каких странах они добываются и как производятся (а это уже знания химии и географии).Тема «Формирование политической карты мира» в 10 классе подразумевает глубокие знания истории и географии. [1]Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создавать атмосферу заинтересованности и творчества: например, все присутствующие на уроке путешественники, научные работники- специалисты или соавторы создаваемой прямо на уроке главы учебника.Это легче делать на интегрированном уроке при создании необычной ситуации: два учителя одновременно - соединение индивидуальностей при нестандартном подходе. Такой подход заинтересовывает учащихся, развивает их творческий потенциал, расширяет и укрепляет знания, полученные на отдельных уроках.Но подготовка к такому занятию - это очень сложная работа, она предъявляет особые требования к преподавателю:1. Преподаватель должен в полной мере, в полном объеме владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо по этой теме урока.2. Хорошо знать материал учебного предмета, с которым предстоит интеграция.3. Самому преподавателю нужно создать для себя единую картину мира, единое пространство, т.е. быть профессионалам в полном смысле слова.4. Очень важным моментом является психология учителей, которые готовят, а затем проводят интегрированный урок. Это взаимопонимание друг друга с полуслова, с помощью мимики, жестов. Если этого нет, интегрированный урок просто не получится.[6]Таким образом, можно предположить, что не каждый преподаватель решится на проведение такого занятия. Интегрированный урок призван рассматривать один сложный объект с точки зрения разных наук или разные объекты на основе общего подхода.Интегрированные уроки географии помогают создать у учащихся целостную картину мира, стимулируют поиск взаимосвязей в знаниях по различным предметам при изучении отдельных курсов.2.2. Из опыта интеграции географии с другими предметамиГеография настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Приведу в пример лишь те уроки, которые уже проводились непосредственно.География 6 класс.При изучении темы "Атмосфера" очень тесной является связь программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер.С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и учителю физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.[8]В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя к стати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха, а для вычисления расстояния между двумя точками координатной оси - нахождения амплитуды температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы.Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые делают выводы, составляют прогнозы. Результатом совместной работы с учителем математики является интегрированный урок (математика + география).География 8 класс.На уроках темы "Реки России" при знакомстве с типами водного режима рек одновременно закрепляются знания по теме "Функции. Свойства функций" из математики. Поскольку тип водного режима определяется по распределению расхода воды в течение года. Графики распределения расхода воды ничто иное, как графики функций. Дети осознают на таком уроке, что функция, график функции - это не нечто абстрактное, существующее само по себе, а необходимое звено для составления прогнозов наводнений. На интегрированном уроке (математика + география) "Питание и режим рек России" дети понимают, что без знания математики нельзя провести какое-либо водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение, строительство гидроэлектростанции, сооружение водохранилища. Тип урока - комбинированный с практической направленностью.Интегрированный урок "Реки и человек" (география + биология) помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека освещает биолог, а химик говорит с ребятами о негативных последствиях хозяйственной деятельности - загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами. Тип урока - урок изучения нового материала.Заключение Интегрированный урок (курс) - это один из инновационных приемов, он расширяет пространство урока. Подготовка к такому занятию - это очень сложная работа, она требует от преподавателя большой самоотдачи. не каждый преподаватель решится на проведение такого занятия. Интегрированный урок призван рассматривать один сложный объект с точки зрения разных наук или разные объекты на основе общего подхода.Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами. Таким образом, интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.       Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.          Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования.Список использованной литературы
  • Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной  географии//М.: Просвещение, 1995
  • Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 2000.
  • Голубчик Л.В., Голубчик М.М. Интеграционный культурологический подход к изучению курсов географии и истории  в средней школе//Географическое образование на пороге ХХ1 века. Тезисы Международной научно-практической конференции. М., 1996. С. 10-13
  • Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996.
  • Любарский А.Н., Богомаз Л.С., Воейков В.Н. Уроки-интеграции историко-географических знаний//География в школе №6/2000. С. 54-59
  • Максимов М.А. За страницами учебника географии. М., 1988.
  • Разумовская О.К., Козловский Е.Т. Занимательная география. СПб.: Издательство «Кристалл», 1998.
  • Романова А.Ф. Нестандартные уроки в школе. География. У нас в гостях Япония. Волгоград: Издательство «Учитель», 2001.