Подходы в развитии профессиональной компитенции педагогов ДОО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подходы в развитии профессиональной компитенции педагогов ДОО
Автор: Сурикова Жанна Александровна
Профессиональная компетентность педагога ДОУВ соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации»дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Содной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе,замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге детского сада. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простойсуммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе.Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенкаявляется приоритетным. Современные процессы модернизации дошкольного образованиявыдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, азанимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическомутруду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание способов взаимодействия с ребенком.В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь,педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только вусловиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно- методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.Сегодня каждому педагогу необходимо приобретать и развивать компетенции, делающиеего творчески активным участником взаимодействия с детьми: Гуманная педагогическая позиция; Глубокое понимание задач дошкольного образования; Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического идуховного здоровья воспитанников; Внимание к индивидуальности каждого ребенка; Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую икультурно-информационную образовательную среду; Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями,готовность экспериментировать, внедряя их; Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовностьучиться на протяжении всей трудовой деятельности.В настоящее время дорабатывается «Профессиональный стандарт педагога», которыйдолжен был начать свое действие с 1 января 2015 года. Однако Общероссийский Профсоюз образования направил министру труда и социальной защиты РФ письмо с просьбой перенести дату его введения на 1 января 2018 года. По мнению Общероссийского Профсоюза образования, поспешное введение профессиональногостандарта может вызвать многочисленные коллизии правового характера, в связи с чем официальный перенос даты начала применения профессионального стандарта педагога на более поздний срок может стать обоснованным, взвешенным и объективным шагом со стороны Минтруда России.Так вот, в профстандарте в п. 4.5, перечислены профессиональные компетенции педагогадошкольного образования (воспитателя).1 Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательнойработы с детьми.2 Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.3 Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную исамостоятельную деятельность дошкольников.4 Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного иличностного развития детей.5 Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьмираннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.6 Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.7 Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда,социального педагога, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности восвоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.8 Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательнойсреды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья,поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.9 Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга,позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степеньсформированности необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста,необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.10 Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей(законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.11 Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования,реализации и оценки образовательной работы с детьми.Какова Роль оценки компетенций в профессиональном развитии педагогов?Сегодня существует серьезное рассогласование между реальным и необходимымуровнем профессиональной компетентности педагогов. Как это проявляется на практике:1 В работе ДОО до сих пор преобладает учебно - дисциплинарная модель, и педагоги невсегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их родителями. Длятого, чтобы ребенок стал субъектом образовательного процесса, он должен встретитьсубъекта в лице педагога, ― в этом заключается вся сущность педагогической работы;2 Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированыпреимущественно на выполнениедолжностных обязанностей. А сегодня более востребованы воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать целесообразную систему работы.3 Немало педагогов, которые, получив когда-то профильное образование, ограничиваютсяпосещением курсов повышения квалификации. При этом реалии сегодняшнего днятребуют от профессионалов заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.Поэтому одним из значимых показателей профессиональной компетентностивоспитателя является его готовность к самообразованию и саморазвитию, а такжеспособность творчески применять в практической деятельности новые знания и умения.От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы.Регулярная оценка профессиональных компетенций педагогов ДОО будет стимулировать их стремление к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию (и самооценка педагога).Сегодня от педагогов ДОО требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями. В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое значение.Формирование и развитие профессиональных компетенций педагогаИсходя из современных требований, можно определить основные пути развитияпрофессиональных компетенций педагога:- работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;- исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;- различные формы психолого - педагогической поддержки, как для молодых педагогов,так и для педагогов со стажем, наставничество;- открытые просмотры и взаимные посещения занятий;-педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований впсихологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различныхподходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышленияи аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний,развивает находчивость, чувство юмора;- активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;- обобщение собственного педагогического опыта на городских мероприятиях и винтернет - пространстве;- работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;- организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;- тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;- психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам неосознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Дляэтого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.Необходимо заметить, что формирование и развитие профессиональной компетентности,повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности не только администрации ДОО, но и социально - психологической службы в целом, поскольку она занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения профессионализма педагогических кадров, так как, прежде всего, координирует работу ДОО в реализации ФГОС.Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не«учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личностивоспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не боятьсяотойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, которыйможет самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.