Мои методы концертмейстера в ДШИ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мои методы концертмейстера в ДШИ
Автор: Поляков Виктор Викторович

Мои методы концертмейстера в ДШИ Аннотация: Определяю свою роль концертмейстера в ДШИ. Анализирую и обосновываю актуальность инновационных методов: цифровые технологии, импровизация, интеграция и адаптация, игровая педагогика и психология. Привожу доказательства эффективности. Ключевые слова: концертмейстер, ДШИ, инновационные методы, цифровые технологии, импровизация, междисциплинарность, игровая педагогика, психологическая поддержка, музыкальная педагогика. Работа концертмейстера в детской школе искусств исторически воспринималась как сугубо вспомогательная, направленная на аккомпанемент хореографическим коллективам в рамках учебного процесса, концертов и конкурсов. Однако современные образовательные парадигмы, ориентированные на личностное развитие, креативность и универсальность навыков учащегося, требуют пересмотра этой роли. Современный концертмейстер ДШИ – это не просто техничный исполнитель, а педагог-музыкант, соавтор творческого процесса, психолог и наставник. Его миссия выходит за рамки простого сопровождения; она заключается в создании целостного музыкально-художественного пространства, в котором юный танцор чувствует поддержку, раскрепощается и максимально раскрывает свой артистический потенциал. Для достижения этой цели необходима интеграция в работу традиционных, проверенных временем методов и новейших, инновационных подходов. Традиции и новшества.Классические функции концертмейстера хорошо изучены и описаны в трудах М. А. Смирнова, В. В. Чемеринского и других исследователей. К ним относятся: Подбор и адаптация репертуара: Выбор произведений, соответствующих техническим и художественным возможностям ученика. Работа над ансамблем: Достижение единства темпа, ритма, динамики, фразировки, штрихов. Помощь в разучивании движений: Знание специфики работы с хореографами, умение подсказать, фразировка. Концертмейстерская чуткость: Умение «вести» и «поддерживать» танцора, гибко реагируя на его исполнительские нюансы. Для сегодняшних учеников информация, мультимедийность и интерактивность являются естественной средой. Их восприятие, способ концентрации и мотивации кардинально отличаются от предыдущих поколений. Это предъявляет к концертмейстеру новые требования: быть не только музыкантом, но и модератором творческого процесса, способным увлечь, удивить и говорить с учеником на одном языке. Инновационные методы в арсенале современного концертмейстера Цифровые технологии и мультимедиаИспользование цифровых инструментов и программного обеспечения перестало быть экзотикой и стало мощным педагогическим ресурсом. Использование цифрового оборудования: Возможность использовать различные тембры помогает ученику лучше понять характер произведения, глубже проникнуть в его суть. Функция записи видео позволяет проанализировать исполнение вместе с учеником «со стороны». Специализированное программное обеспечение: Приложения для чтения нот (например, forScore), метрономы и тюнеры с расширенными функциями, программы для записи и редактирования аудио (Audacity, GarageBand) и видео. Сервисы позволяют совместно работать над отдельными движениями и танцами дистанционно с учениками или педагогом. Работа с фонограммами: Создание аранжировок и запись фонограмм для занятий и выступлений. Это особенно актуально для хореографических коллективов, а также в ситуации, когда живой аккомпанемент невозможен (например, на определенных конкурсах или открытых уроках). Визуализация музыки: Использование видеоряда, анимации, световых решений во время исполнения произведения на концерте. Это помогает создать целостный художественный образ и делает выступление более понятным и впечатляющим для современной аудитории. Импровизация и музицирование. Выход за рамки готового нотного текста является мощным стимулом для развития творческих способностей. Импровизационные упражнения: Совместная импровизация на заданный аккордовый шаблон, ритмический рисунок или мелодическую ячейку. Это развивает гармонический слух, ритмическую свободу и смелость у концертмейстера. Стилистическая импровизация: Упрощенная импровизация в стилях джаза, блюза, фолка помогает понять особенности разных музыкальных языков. Создание простых аранжировок: Можно упростить или, наоборот, усложнить аккомпанемент, добавить новые элементы, адаптируя произведение под текущие возможности исполнителя. Это формирует навык осмысленного, а не механического отношения к музыке. Междисциплинарная интеграция Музыка редко существует в вакууме. Концертмейстер может стать инициатором проектов, объединяющих разные виды искусств. Синтез музыки и изобразительного искусства: Исполнение произведения на фоне демонстрации картин соответствующей эпохи или настроения. Или наоборот – предложить учащимся художественного отделения нарисовать ассоциации, возникшие при прослушивании музыки. Синтез музыки и хореографии: Более тесная совместная работа с хореографами над созданием целостного сценического номера, где музыка не просто является ритмической основой, но ведет эмоциональный диалог с движением. Литературно-музыкальные композиции: Создание небольших спектаклей, где музыкальные номера переплетаются с чтением стихов или прозы. Элементы игровой педагогики.Превращение рутинных элементов работы в увлекательную игру особенно эффективно в работе с младшими школьниками.«Найди ошибку»: Концертмейстер намеренно играет с ошибкой (фальшивая нота, неверный ритм), а задача ученика – найти и исправить ее. Ролевые игры: Исполнение произведения в «роли» разных персонажей (например, сыграть пьесу как «медведь», а затем как «бабочка»), что помогает освоить штрихи и агогику. Система поощрений: Создание системы достижений за успешно выученные танцевальные постановки, победы в конкурсах, выполнение творческих заданий. Психолого-педагогические методы и приемы. Это, пожалуй, самый важный инновационный пласт работы. Создание ситуации успеха: Подбор репертуара, где ученик гарантированно сможет укрепить веру в свои силы. Управление волнением: Применение техник дыхательной гимнастики, элементов арт-терапии и позитивного настроя непосредственно перед выходом на сцену. Партнерская модель взаимоотношений: Отход от авторитарной модели «педагог – ученик» к отношениям «солист – партнер», где мнение юного танцора учитывается в трактовке произведения. Обратная связь по принципу «сэндвича»: Критика подается между двумя позитивными комментариями (что получилось хорошо – над чем стоит поработать – и вот это было особенно здорово). Заключение.Инновационные методы в работе концертмейстера ДШИ не отменяют фундаментальных основ профессии: безупречного владения инструментом, глубоких знаний музыкальных стилей, ансамблевой чуткости. Напротив, они надстраиваются над этим фундаментом, расширяя профессиональные горизонты и повышая эффективность педагогического воздействия. Современный концертмейстер – это многогранный специалист, который сочетает в себе роль виртуозного исполнителя, чуткого педагога, технически подкованного аранжировщика и внимательного психолога. Внедрение цифровых инструментов, методов импровизации, междисциплинарных проектов и игровых практик позволяет не только сделать процесс обучения более эффективным и соответствовать запросам нового поколения, но и комплексно развивать музыкальный интеллект, творческую инициативу и артистическую смелость ученика. Таким образом, инновационная деятельность концертмейстера становится ключевым фактором в формировании не просто техничного исполнителя, а гармонично развитой, творческой личности, способной к самостоятельному художественному высказыванию.