«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе на основе дидактического пособия В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе на основе дидактического пособия В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»»
Автор: Борисова Наталья Алексеевна

Сообщение Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе на основе дидактического пособия В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»» В настоящее время все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей младшего дошкольного возраста являются:
  • непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;
  • незнание истории её развития и современного состояния;
  • ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений;
  • слабое представление о функциях литературы;
  • отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей дошкольного возраста к литературе (книге) и процессу чтения.
  • Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.Художественное произведение — сложный единый образ, а каждый его элемент пропитан образностью, даже если в тексте не содержится ни одного эпитета, сравнения или метафоры. Именно незрелищность процесса чтения художественной литературы для ребенка-дошкольника по сравнению с современными гаджетами, неумение самостоятельно создать образ, прочувствоватьсюжет художественногопроизведения,становится основной проблемой снижения интереса к художественной литературе и чтению.И здесь наиболее актуальной становится применение многофункциональной развивающей среды В. В. Воскобовича «Фиолетовый лес», позволяющей открывать перед ребенком сказочное пространство книги, создавать иллюстрации и картины, используя любые материалы и свою фантазию, побуждать ребенка к воображению, активируя память, мышление и речь. Что такое игровая развивающая среда «Фиолетовый лес»? «Фиолетовый лес» - это ковролиновая основа, для жесткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка), и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие). «Фиолетовый лес» разбит на области, в которых действуют свои персонажи и играют в определенные игры. Переносные элементы крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке на основе. Все пособия сделаны на основе ковролина, поэтому главные герои и игровые пособия легко крепятся и перемещаются с помощью липучек. Таким образом  игровая среда мобильна и многофункциональна.Фиолетовый цвет для детей дошкольного возраста - это краски мира, единство, поиск нового. Поэтому вполне объясним выбор цвета для сказочного сюжета, при взаимодействии педагога с воспитанниками. А персонажи «Фиолетового леса», такие как малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, Кот Филимон, Незримка Всюсь, являются отличными проводниками для дошколят в волшебный и неизведанный сказочный мир. В процессе использования игрового материала «Фиолетовый лес» у дошкольников развивается интерес к художественной литературе, формируется читательская культура, а сказочность, присущая методическому инструментарию данной технологии, позволяющая детям совместно с героями побывать в различных ситуациях, способствует развитию познавательного интереса. Методическое пособие «Фиолетовый лес» даёт возможность воспитанникам самостоятельно придумывать волшебные истории, путешествовать вместе с его героями в различные сказки.Предлагаю для вас работу по развитию речи ребенка, подготовки его артикуляционного аппарата. «Прогулка ежиков».Задачи: развивать артикуляционную моторику.Материалы и оборудование: ежики, птичка, солнышко, деревья.Игровая ситуация: гуляла мама ежиха с ежонком по лесу, грибочки собирали пыхтели носиком «пых-пых-пых». Вдруг маленький ежик увидел на дереве птичку и сказал УУУУУУУ (губки трубочкой, как высоко. Повернулся, а мама уже ушла дальше, ежик испугался и начал кричать маме ААААУУУУ, мама услышала ежонка и подошла к нему. Посмотрели они на небо и увидели, что солнышко начало опускаться, стало темнеть и сказали ООООО (округляя губы). Пора возвращаться домой.Задание: повторять звуки за воспитателем, учить называть и узнавать на панно и показывать «еж», «ежонок», «птичка», «солнышко», «деревья».игровое упражнение «Прилетела птичка»работа на формирование взаимодействия со сверстниками, воспитания эмоциональной отзывчивости (обращение детей на ребенка, называть его по имени, учить радоваться, что у другого ребенка тое получилось выполнить задание).Задачи: развивать внимание к сверстнику, учить откликаться на свое имя, радоваться достижению другого ребенка.Игровая цель: прикрепить птичку как можно выше в небо или на ветку любого дерева.Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», птичка Игровая ситуация: педагог показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом:Прилетела птичка,Синичка-невеличка.К Маше прилетела, (педагог сажает птичку на ручку Маше и по очереди другим детям.)На деток посмотрела,Дальше полетела.Усложнение: по просьбе педагога, ребёнок услышав своё имя, прикрепляет птичку на ветку дерева, педагог поощряет ребенка, а также стимулирует детей порадоваться за другого ребенка.Осуществлялась работа над тем, чтобы каждый маленький ребёнок был принят, получил эмоциональную поддержку и внимание окружающих. Чувствуя себя принятым, ребёнок активно исследует мир, осваивает новые навыки, испытывая при этом радость от достижения. Таким образом, внедрение развивающих пособий В. В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ позволяет решать ряд образовательных задач, успешно формируя познавательный интерес к художественной литературе у детей дошкольного возраста.