Конспект по развитию речи на тему "Овощи" ощ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект по развитию речи на тему "Овощи" ощ
Автор: Корпунова Ельвина Рафиковна

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Овощи».Цель: Развивать лексико- грамматический строй речи. Закрепить знания детей об овощах.Задачи: Коррекционные: Актуализация и обогащение словаря по теме «Овощи». Закреплять образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежа, образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить образовывать относительные прилагательные, изменять глаголы по лицам, употреблять существительные в различных падежных формах.Развивающие:Развитие зрительного и слухового внимания, развитие мелкой и общей моторики, развитие мышления и воображения.Воспитательные: Формировать познавательный интерес; развивать активность и самостоятельность.Оборудование:  овощи, муляжи овощей,  картинки с изображением  овощей, картинка «Зайчиха с зайчатами»,  игрушка Незнайка, картина « Огород», корзинки, мячик.Содержание занятия.Вводная часть: Организационный момент.Игра «Подскажи словечко»- Поздним летом в огород собирается народ.Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!Здесь весною было пусто. Летом выросла. (капуста) .Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку) .От дождя земля намокла — вылезай, толстушка. (свекла) .Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную. (морковку) .Надо поклониться низко, чтобы вытащить. (редиску) .Помогает деду внук — собирает с грядок. (лук) .Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий. (кабачок) .И красавец-великан темно-синий. (баклажан) .Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.Основная часть:- Догадайтесь, чем мы с вами сегодня будем говорить ?
  • Об овощах
  • А где растут овощи?
  • Овощи растут в огороде на грядках. 
  • Игра «Вершки-корешки»   Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй - это вершки.Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят - вершки или корешки. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх.. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (вершки и корешки)Картофель (корешки), огурец (вершки)..... «Чего много в огороде?» (образование существительных множественного числа):Огурец - много огурцов(горох, помидор, морковь, картошка, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок)«Сосчитай» (согласование числительных в роде, числе и падеже):Одна морковка, две морковки, пять морковок.(огурец, помидор, тыква, картошка, перец, редиска, чеснок,луковица, свекла, кабачок, баклажан).Игра: «Угостим зайца и зайчонка» Давайте превратимся в  зайцев: «Я буду зайчихой, а вы зайчатами. Я буду называть большой овощ, а вы- маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок,   горох – горошек, репа – репка.Затем:  «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»Физкультминутка «Картошка»Мы картошку накопали,Огурцы с гряды сорвали,Выдернули всю морковку,Срезали капусту ловко.И в корзине от землиВам в подарок принесли.(Приседания, наклоны, имитация движений)Игра «Соберем урожай»  глаголы по лицам.         Я ты он она они мы вы.Покажем Чиполлино, как мы собираем урожай. Будем пользоваться словами: я, ты, он, она, они, мы, вы.На игровом поле - картинки в виде силуэтов овощей. Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует:
  • Я срезаю капусту. Кабачок .   Он срезает капусту   Она....
  • - Я срываю  огурцы.помидоры. горох- Я копаю картошку- Я выдергиваю редиску. Морковь. свеклуИгра: «С чем корзинка?»  (образование существительных во множественном числе творительного падежа):Корзинка с помидорами..( огурцы, перцы, баклажаны, бобы, кабачки... )Игра «Приготовим сок»:Из моркови – морковныйИз картофеля – картофельныйИз капусты – капустныйИз свеклы – свекольныйИз тыквы – тыквенный и т. д.А теперь приготовим икру:из кабачков -.....из баклажанов-.....Приготовим салат: из овощей....из огурцовиз помидоров...Игра «Подбери слово»Раз, два, три, четыре, пять - снова будем мы играть.Надо ответить на вопрос.Огурец, какой?(Зелёный, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).Помидор, какой?(Красный, круглый, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый).           Поможем Незнайке закончить предложения :Помидор круглый, а морковка…Редиска мелкая, а редька…Огурец овальный, а тыква…Лук горький, а морковка…Помидор кислый, а чеснок…Огурец зелёный, а свёкла…Морковка в земле, а помидор…Заключительная часть.Подведение итогов занятия:Где мы побывали? Что мы узнали?«Признаки осени»Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:- обобщить и систематизировать знания детей об осени;- закрепить знания детей об осенних явлениях;- расширять знания детей об изменениях в жизни животных, птиц осенью, труде людей;- учить отвечать на вопросы развёрнуто;-  активизировать словарь;- воспитывать бережное, доброжелательное отношение к природе, животным, птицам.Оборудование: проекторХод беседы:Воспитатель:Утром мы во двор идём —Листья сыплются дождём,Под ногами шелестятИ летят, летят, летят... - Ребята, что это за время года?Дети: Осень!1 слайд Осенний пейзаж. Ранняя осень.Воспитатель:- Посмотрите на слайд, скажите, по каким приметам мы определяем, что наступила осень?Дети: - Листья желтеют (становятся разноцветными), облетают с деревьев.-Трава засыхает, становится пожухлой.- Вода в реке темнеет.- Солнце меньше греет.- Становится холоднее.- Дни становятся короче, а ночи длиннее.- Небо становится хмурое, пасмурное.- Часто идут дожди.Воспитатель: Почему деревья сбрасывают листву? Ребенок:- Осенью дерево готовиться к спячке и сбрасывает свои листочки, чтобы уснуть на зиму. Зимой не будет теплого солнышка, дождика и теплой погоды, которые так необходимы для того, чтобы поддерживать зеленые листики именно зелеными. Через листочки дерево дышит, а зимой не будет условий, чтобы листья оставались на деревьях, поэтому оно и сбрасывает их.Воспитатель: Правильно. Молодцы!- Ребята, кто знает, сколько месяцев длится осень?Дети:- Осень длится 3 месяца.Воспитатель:- Назовите все осенние месяцы по порядку.Дети:-Осенние месяцы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.Воспитатель:- После какого времени года наступает осень?Ребенок:- Осень наступает после лета.Воспитатель:-Что наступает после осени?Ребенок:- После осени приходит зима.Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какие бывают периоды осени? Дети: Ранняя осень, поздняя осень.Воспитатель: Какая осень изображена на 1 слайде?Ребенок: На 1 слайде – ранняя осень.2 слайд Поздняя осеньВоспитатель: Посмотрите на  2 слайд, что вы видите на нем?Ребенок: На 2 слайде – поздняя осень.Воспитатель: Чем отличается поздняя осень от ранней?Дети:- Деревья стоят голые.- Стало холодно.- Выпал снег.- Лужи замерзли.Воспитатель: А скажите, какая осень вам больше нравится? Почему?ФизкультминуткаМы листики осенние, на ветках мы сидим.(покачивание руками над головой)Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели(руки в стороныИ на землю тихо сели (присели)Ветер снова набежал и листочки все поднял(покачивание руками над головой)Закружились, полетели и на землю снова сели.(покружились, спокойно сели на место)Воспитатель: Ребята, почему с приходом осени не слышно весёлых птичьих голосов?Ребенок: Осенью птицы улетают в теплые края.Воспитатель: Почему они от нас улетели?Ребенок: Стало холодно, и птицам стало нечего есть.Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?Ребенок: Перелетные.Воспитатель: Назовите этих птиц.(Дети перечисляют перелетных птиц)Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?Ребенок: Нет сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.Воспитатель: А как называются птицы, которые у нас зимуют?Назовите зимующих птиц.(Дети перечисляют зимующих птиц)Воспитатель: А как изменилась жизнь животных в лесу?Ребенок 1: Лиса не делает запасов на зиму, она хищник. Она продолжает  охотиться на грызунов, зайцев, поэтому голод зимой лисе не страшен. Свой окрас лиса к зиме не меняет, но ее шубку не узнать, она становится толще, ярче и пушистее. Зимуют лисы в открытых логовах в снегу. Сворачивается лиса клубочком, а хвостом от мороза закрывает нос.Ребенок 2: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу.  Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить как можно больше жиру на время зимовки.Ребенок 3: Кабаны готовятся к зиме. Они много едят, чтобы образовался слой жира. Идёт смена шерсти на зимнюю, более густую с подшёрстком. Они ведут бродячий образ жизни.Ребенок 4: Зайцы готовятся к зиме еще осенью. Главная часть подготовки зайца к зиме — смена шубки. Серую шубку заяц постепенно меняет на белую.Ребенок 5: Волки не меняют цвет своей шубы. Ведь они хищники и защитный цвет шубы им попросту не нужен.  Меняется только ее густота – мех становиться очень пушистым и густым.Ребенок 6: Для того, чтобы выжить в сильные морозы, белка должна усиленно питаться. Откуда зимой белке брать пищу? Об этом белки должны позаботиться осенью. Они собирают желуди, орехи, грибы, прячут их в дупла деревьев, в траву и мох - делают тайник. Белка готовится к зиме меняя летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба у белки сероватая, и гораздо теплее, чем летняя.Ребенок 7: Ежик ищет и утепляет жилья.  Но прежде чем, как залечь в спячку, зверек должен подкрепиться хорошенько, стать толстячком.Воспитатель: Чем занимаются люди в эту пору? Что собирают на огороде? В саду? В лесу?Дети: Люди собирают урожай в саду -фрукты, огороде- овощи, лесу- грибы.- Сгребают опавшие листья. Игра “Да или нет” (дайте правильный ответ):Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают?Туманы осенью плывут?Ну а птицы гнёзда вьют?А букашки прилетают?Звери норки закрывают?Урожай все собирают?Птичьи стаи улетают?Часто — часто льют дожди?Достаем ли сапоги?Солнце светит очень жарко?Можно детям загореть?Ну а что же надо делать?Куртки, шапки надевать?Воспитатель:Скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Что нового вы узнали?СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ группы компенсирующей направленности Н.В. Нищева « Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста»- СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010   Комплект наглядных пособий «Развиваем связную речь у детей 6 лет ( картинки, схемы, планы, рассказы)    О.И. Крупенчук « Рабочая тетрадь для домашних логопедических занятий «Научите меня говорить» подготовительная группа»  Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи  в подготовительной к школе логогруппе. Москва «Гном и Д»2007.. Гомзяк О.С. Говорим правильно Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе (1,2,3). Москва. Изд. «Гном» 2014   Жихарева-Норкина Ю.Б. «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей» Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. Ткаченко Т.А. Звуковой. анализ и синтез. Логопедическая тетрадь.  « Обучение связной речи детей 4-5 лет» картинно-графические планы рассказов  Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения.— М.:ТЦ Сфера, 2009.—176 с. — (Логопед в ДОУ)   Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР ( 1,2,3,4).Карточки «10логопедических наборов с веселыми заданиями для развития правильной речи»   А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми», издательство « БИБЛИОПОЛИС», Санкт-Петербург, 1994    Т.М. Флерова « В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий» - Ростов н/Д: Феникс, 2008    О.А. Новиковская. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. Санкт-Петербург, Издательский дом «Знание», 2022   О.Н.Лиманская. Конспекты логопедических занятий в старшей группе Н.Е. Арбекова. Развиваем связную речь у детей с ОНР ( 5-6 лет; 6-7 лет). Конспекты подгрупповых занятий логопеда. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2019СЕНТЯБРЬ 2022ТЕМА НЕДЕЛИ: «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД. МОИ ИГРУШКИ»