Организация подготовки обучающихся к профессиональным олимпиадам.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация подготовки обучающихся к профессиональным олимпиадам.
Автор: Плеханова Людмила Юрьевна

ПЛЕХАНОВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА,преподавательГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»г. СтавропольОрганизация подготовки обучающихся к профессиональным олимпиадам.Подготовка обучающихся к профессиональным олимпиадам - важный шаг в их самореализации, создании ситуации успеха, будущем профессиональном самоопределении. Чтобы участие в олимпиадах было успешном необходима умелая и целенаправленная подготовка обучающихся. Данные методические рекомендации раскрывает основные слагаемые успешной подготовки обучающихся к олимпиадам. Алгоритм подготовки един по всем компетенциям.Цель методических рекомендаций: Обеспечение мотивационной готовности педагогов к совершенствованию профессиональной компетентности.В настоящее время олимпиадное движение стремительно развивается. Начиная с сентября месяца обучающиеся последовательно участвуют во внутриколлежных, затем городских и региональных этапах олимпиад. Значение профессиональных олимпиад возросло в связи с участие обучающихся в Открытом Чемпионате профессионального мастерства среди молодежи «WorldSkills Russia», в Чемпионате профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», в конкурсах профессионального мастерства «Славим человека труда», «Лучший по профессии».Успешно выступившие на олимпиадах обучающиеся имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это, в свою очередь, повышает статус всего олимпиадного движения.Олимпиады охватывают более широкий круг знаний, требуют от обучающихся работы на высоком профессиональном уровне, предполагают применения знаний и умений в нестандартной ситуации, владения в совершенстве знаниями и навыками по разным компетенциям. Успешное участие в олимпиадах это сложный процесс, поскольку это кропотливая работа исключительно на профильном предметном уровне. Следовательно, просто знаний, данных на занятиях обучающемуся в соответствии со стандартами образования, явно недостаточно. Особого эффекта не принесут и единичные консультации перед олимпиадами, поскольку студенты в этот период крайне перегружены. Поэтому потребовалось создание своей методики подготовки к профессиональным олимпиадам. Процесс подготовки включает следующие этапы:1.Определение контингента обучающихся, имеющих высокую мотивацию к изучению будущей профессии. Делать это нужно как можно раньше, лучше с 1 курса обучения. Обучающемуся ваша дисциплина должна быть интересна, иначе вся работа будет бесполезной. Это могут быть не самые сильные ребята, но интересующиеся определённой областью знаний.2.Создание для обучающихся развивающей среды, которая включает их работу на элективных курсах, курсах по выбору, кружках, курсах дистанционного обучения, индивидуальных и групповых консультаций, использование ЭОР. 3.Систематическая работа с банком олимпиадных заданий. Задания по профессиональным олимпиадам разных компетенций собираются в течение многих лет, классифицируются по уровню сложности. Важно не только разбирать олимпиадный материал, но и анализировать все данные студентам работы. Каждая ошибка должна быть понятна ему, чтобы не повториться в будущем.4.Активная работа по опережающему обучению.Поскольку в олимпиадах много заданий высокого уровня сложности, которые невозможно разбирать на занятиях, необходимо готовить обучающихся дополнительно во внеурочное время. 5. Развитие навыков активной самостоятельной работы обучающихся с пособиями, научной литературой, сайтами для подготовки к олимпиадам. В этом случае педагоги специальных дисциплин , мастера производственного обучения выступают как тьюторы, определяя для обучающихся наиболее эффективные пути подготовки. Это очень сложный этап подготовки к олимпиаде, так как без дополнительных знаний участие в олимпиадах не имеет смысла, а самостоятельная подготовка к ним требует от обучающихся организованности, самодисциплины и сильной мотивации.6. Принцип индивидуального подхода к каждому обучающемуся, определение траектории его движения к знаниям, подбор нужной сложности заданий, определяющих его активное развитие.7. Принцип «активность знаний». Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта профессионального образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки обучающихся для успешного участия в олимпиадах.8.Использование полученных знаний в жизни, практико-ориентированный подход. Обучающиеся активно запоминают полученные знания, если находят им применение в своей жизни. Для этого максимально используется их жизненный опыт. 9. Подготовка к олимпиадам должна учитывать личностные интересы обучающихся, развитие интереса к будущей профессии.10.Использование принципа «От простого к сложному». Главная задача педагога - сделать для обучающимся понятным даже самый сложный материал, а для этого необходимо развивать у ребят способности, структурировать, обобщать материал в виде опорных схем, рисунков, иллюстраций.Комплексное сочетание перечисленных методов обеспечивает кумулятивный эффект: мотивирует обучающихся к активной подготовке к олимпиаде, обеспечивает вариативное повторение и углубление учебного материала, формирует большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих, помогает организовывать самостоятельную деятельность одаренных студентов.Мероприятия по повышению системы подготовки обучающихся к конкурсам профессионального мастерства.Таким образом, подготавливая обучающихся к конкурсам профессионального мастерства, лучше происходит освоение профессиональных компетенций ФГОС СПО и трудовых функций Профессиональных стандартов. Повышается качество профессионального обучения и среднего профессионального образования, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности. Совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами. Повышается престиж рабочих профессий через участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, чемпионатах профессионального мастерства, всероссийских олимпиадах и конкурсах по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе в Открытом Чемпионате профессионального мастерства среди молодежи «WorldSkills Russia», в Чемпионате профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», конкурсах профессионального мастерства «Лучший по профессии» и «Славим человека труда». Литература: 1.Кострова, Вторая Всероссийская Ассамблея WorldSkills Russia открылась в Йошкар-Оле. [Электронный ресурс]. – 2013. – 10 окт. – Режим доступа: http://ug.ru (дата обращ. 22.01.2016). 2.Россия выступила с инициативой проведения детского конкурса профессионального мастерства WorldSkills Kids на международном уровне. [Электронный ресурс] // Редакция сайта АСИ. – 2013. – 19 окт. 2013. – Режим доступа: http://asi.ru (дата обращ. 22.01.2016) 3.Словарь терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psihotesti.ru/gloss/tag/adaptatsiya/ (дата обращ. 22.01.2016) 4. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013–2020[Электронный ресурс] : протокол от 18 июля 2013 г. № ПК -5вн. – Режим доступа: http://koipkro.kostroma.ru (дата обращ. 22.01.2016). 5. О мерах государственной поддержки талантливой молодежи: указ Президента РФ от 6 апр.2006 г. N 325. 8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.