урок
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок
Автор: Конькова Галина Петровна
Технологическая карта урока
Тема Внутренний мир русской избы
ФИО Конькова Галина Петровна
Должность: учитель изобразительного искусства
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Дата проведения: Программа Изобразительное искусство под редакцией Б.М. Неменского
Тема урока Внутренний мир русской избы
Педагогические технологии: игровые технологии, технологии проблемного обучения, ИКТ технология, здоровьесберегающие технологии
Образовательные ресурсы: Медиа презентация Внутренний мир русской избы, изображение на ватмане внутреннего пространства русской избы без деталей интерьера, изображения деталей интерьера русской избы (печь, лавка, стол и др.), плакат Устройство русской печи, иллюстрации с изображениями внутреннего интерьера русской избы.
Оборудование: Медиа проектор, экран, ноутбук учителя
Базовый учебник Изобразительное искусство, Декоративно- прикладное искусство в жизни человека, 5 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Цель урока: Создать условия для формирования навыков изображения единого художественного образа внутреннего убранства русской избы.
Задачи урока:
Способствовать формированию у учащихся образного представления об организации и мудром устроении внутреннего пространства русской избы;
Способствовать воспитанию уважения к традициям и культуре русского народа
Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного
Формировать навыки работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).
Планируемые результаты
Личностные:
Уважительно относиться к культуре народного искусства;
уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Предметные:
Понимать специфику образного языка ДПИ.
Выполнять эскизы внутреннего пространства русской избы. Уметь применять живописные и графические материалы в творческой работе Метапредметные:
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные УУД:
-планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
-находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
-организовать место занятий.
Коммуникативные УУД:
овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Содержание этапа
Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Технологии
1.Самоопределение к деятельности.
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята!
Давайте, проверим вашу готовность у уроку. Какие принадлежности должны лежать у вас на парте?
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки,
-настрой на урок.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Личностно-ориентированная
2. Актуализация знаний, мотивация.
Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке?
-Изучив убранство русской избы, интересно было бы познакомиться с внутренним ее миром, какие предметы интерьера наполняли крестьянский дом?
Как они назывались?
Для чего были нужны?
Где располагались?
Организует диалог с обучающимися о
теме прошлого урока
Отвечают на вопрос учителя:
Убранство русской избы
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Познавательные
- структурирование знаний;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Личностно-ориентированная
ИКТ
3. Постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации.
-Давайте мысленно поднимемся на красное (т. е. красивое) резное крыльцо. Пройдя через сени, мы попадаем в жилые помещения дома- мир домашней жизни.
В низенькой светелке с створчатым окномСветится лампадка в сумраке ночном:Слабый огонечек то совсем замрет,То дрожащим светом стены обольет.Новая светелка чисто прибрана:В темноте белеет занавес окна;Пол отструган гладко; ровен потолок;Печка развальная стала в уголок.По стенам – укладки с дедовским добром,Узкая скамейка, крытая ковром,Крашеные пяльцы с стулом раздвижнымИ кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей
-Ребята, перед вами плакат с изображением внутреннего пространства крестьянской избы Кто попробует расставить предметы интерьера на свои места?
Учитель читает стихотворение
Л. Мея
Учащимся предлагается расставить на учебном плакате предметы интерьера.
Учитель демонстрирует слайд с изображением интерьера русской избы
Учащиеся представляют крестьянский дом.
Учащийся расставляет предметы быта на учебном плакате.
Учащиеся анализируют правильность ответа и приходят к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о предметах интерьера избы, их местоположении. Учащиеся формулируюттему и цельурока
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Личностно-ориентированная
ИКТ
Технология проблемного обучения
4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
-Ребята, вы разделены на команды. Во время моего объяснения и просмотра презентации каждый из вас заполняет таблицу, в которую необходимо поместить: названия предметов интерьера, их предназначение и месторасположения в избе. (приложение 1).
Объяснение учителя, демонстрация презентации
Знакомит учащихся с принципами вселенского порядка внутреннего пространства крестьянского дома, с основными предметами интерьера русской избы: печь, лавка, рукомой, стол, сундук, ухват, голбец, коник, полавошники, полати, прялка, ткацкий стан, половики. Знакомство с понятием: красный угол
Учитель демонстрирует презентацию, Происходит рассматривание иллюстраций. Рассказ о каждом предмете интерьера: предназначение и местоположение в избе.
Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения о предметах интерьера русской избы. Рассуждают о значении предметов интерьера избы, их конструкции, выявляют характерные особенности.
Учащиеся разбиты на четыре группы. Каждая группа собирает информацию, которая необходима для выполнения следующего задания.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностно-ориентированная
ИКТ
Технология проблемного обучения
5. Первичное закрепление нового материала.
- После добытой вами информации, давайте еще раз попробуем правильно расставить предметы интерьера крестьянской избы.
Знакомит обучающихся с правилами игры.
Фиксирует правильность ответов каждой команды.
Подводит итоги.
По очереди участники каждой команды воссоздают интерьер избы, расставляя все предметы на учебном плакате.
Каждый ученик принимает участие в коллективной работе, все следят за правильностью выполнения условий игры.
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
Игровая технология
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. Учится с тобою молодёжь Развивать и волю, и смекалку.
Упражнения для снятия усталости глаз
Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец!
Учитель проводит физминутку.
Учащиеся выполняют движения.
Здоровьесбере-
гающая
6. Применение нового знания
Учитель предлагает изобразить фрагмент интерьера избы с основными предметами.
Рассказывает о последовательности изображения крестьянского интерьера:
1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами.
2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.
3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)
Выполняют творческое задание.
Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;
Коммуникативные:
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.
Личностно-ориентированная
ИКТ
7. Оценка.
- Давайте посмотрим на работы ваших одноклассников.
-Посмотрите, какие они замечательные!
- Все ли предметы интерьера находятся на своих местах?
-Справились ли вы с заданием?
Показывает лучшие работы, предлагает ответить на вопросы и оценить рисунки. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
Личностно-ориентированная
7. Итог. Рефлексия деятельности.
Ребята, какую оценку вы поставите себе и почему?
Закончи фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю…
-У меня получилось… -
-Мне было трудно…
-Для меня было открытием…
-Мне понравилось…
Проводит рефлексию
Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Самооценка.
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
Здоровьесберегающая
Личностно-ориентированная
8. Домашнее задание.
Подберите сказки, в которых предметы интерьера крестьянской избы являются героями-помощниками
домашнее задание
Запись д/з в дневник.
Личностные:
-ценностно-смысловые ориентиры;
-использование нового знания в выполнении домашнего задания задания.
Личностно-ориентированная
Приложение 1
Название предмета интерьера
Местоположение в избе
Предназначение