«Художественно эстетическое развитие ребенка в ДОУ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Художественно эстетическое развитие ребенка в ДОУ»
Автор: Уфимцева Наталья Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №25 «Солнышко» города БеловоКонсультация для педагогов Тема «Художественно эстетическое развитие ребенка в ДОУ» Составила воспитатель Глазырина Татьяна Анатольевна 2022Художественно-эстетическое развитие ребенка в ДОУ«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».Денни Дидро Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:— опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;— опыт художественно-творческой деятельности. Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства. В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Ребенок по-своему воспринимаетхудожественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основхудожественно-эстетической культуры личности дошкольника. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать. Одним из важнейших условий реализации системы художественно — эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности, а именно центры по ознакомлению с художественной литературой, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности. При этом они должны быть оборудованы так, чтобы дети могли свободно подойти к и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу. В центре по ознакомлению с художественной литературой необходимо разместить:детскую художественную и энциклопедическую литературу в соответствии с возрастом,тематические альбомы, книжки-самоделки, портреты писателей. Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо регулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о животных, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).В центре театрализованной деятельности должны быть:Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д. ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; уголок ряженья.В центре по изобразительной деятельности….-произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (Филимоновские, Дымковские, Каргопольские и др.); игрушки из дерева (Богородские, Семеновские и. др)Наглядно-дидактические пособия; произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портретБумага разного формата, разной формы, разного тона; цветные карандаши, краски, кисти, пластилин; цветная бумага и картон, ножницы, клей; раскраски.В центре музыкальной деятельности….Детские музыкальные инструменты; магнитофон, аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы; альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов; музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные); музыкально- дидактические игры. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда должна способствовать познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. Основным компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса.Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:• Взаимодействие педагогов и детей• Взаимодействия с семьями• Сотрудничество с учреждениями социально-педагогической средыВзаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:— НОД (непосредственно образовательная деятельность).Это занятия эстетического цикла: по изо деятельности, музыкальные, по ознакомлению с художественной литературой. Но, самое главное, необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п. ….— Организованная образовательная деятельность взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.)— Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность) Знания, полученные в ходе непосредственной образовательной организованной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют.Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья оказывает большое влияние на развитие личности дошкольника.Сотрудничество с семьей может строиться по следующим направлениям:1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая осуществляется через: родительские собрания и конференции, консультации групповые и индивидуальные, дни открытых дверей, папки – передвижки и информационные листы для родителей, тематические выставки, публикации в СМИ ….2. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением:- участие в образовательном процессе (рассказывают о своих профессиях, увлечениях, показывают разные способы работы с разными материалами и др. ,- участи в реализации проектов,- организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника- участие в конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок и др.участие в театрализованных спектаклях ….- совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей3. Помощь в создании материально-технических условий:- помощь в оформлении развивающей среды,- помощь в изготовлении декораций и пошиве костюмов,Все это помогает сделать родителей своими союзниками в воспитании детей. Также эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от работы с другими учреждениями: со средней, музыкальной, художественной школой, библиотекой. Проведение взаимопосещений, музыкально- тематических вечеров, выставок, праздников, викторин, литературных гостиных, экскурсий, мастер- классов.Все участники педагогического процесса находятся и живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. И наконец, эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ (воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель, логопед, инструктор по физической культуре). Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно-эстетического развития.Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель - формирование у дошкольников эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.