«Использование внеурочной деятельности в работе классного руководителя для решения задач по успешной социализации обучающихся с УО (ИН)»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование внеурочной деятельности в работе классного руководителя для решения задач по успешной социализации обучающихся с УО (ИН)»
Автор: Васильева Наталья Михайловна
ГБОУ ЛО «Сясьстройская школа-интернат»Школьная научно-практическая конференцияФормирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование для каждого ребенка с ОВЗ и в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов в ГБОУ ЛО «Сясьстройская школа-интернат»Тема доклада:«Использование внеурочной деятельности в работе классного руководителя для решения задач по успешной социализации обучающихся с УО (ИН)»Автор:Васильева Наталья Михайловнаучитель высшая квалификационная категорияг. Сясьстрой 2025 гСодержаниеАктуальность …………………………………………………………………. 3Введение……………………………………………………………………….3Социализация ребенка через организацию внеурочной деятельности.Социализация – как часть всей коррекционно-педагогической деятельности…………………………………………………… ………….. 4Значимость внеурочной деятельности для социальной адаптации детей с умственной отсталостью…………………………………… …………….4-5IV.Практика…………………………………………………………………….5-7V.Заключение…………………………………………..………... ……………7-8VI.Список литературы……………………………………………………………9VII.Приложение………………………………………………………………10-16Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…Это люди, которым судьба послала сложные испытания…Только сочувствовать мало, надо развивать возможности.Л. И. ШвецоваАктуальность. В настоящее время актуальна проблема социализации детей с умственной отсталостью, так как уровень цивилизованности и гуманности общества во многом определяется его отношением к людям, имеющим недостатки в умственном и физическом развитии. Ряд законодательных документов признает инвалидов полноценными гражданами, гарантирует доступность образовательных, информационных, культурных и других услуг. Проблема социализации детей с интеллектуальной недостаточностью приобрела в последние годы особую актуальность. Это связано с изменениями, которые происходят в обществе и системе образования, повышением значимости личностно-ориентированного подхода в процессе реализации коррекционно-развивающих задач, ориентированностью на социально-личностные аспекты работы. Проблема включения детей с нарушениями интеллекта в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. II. Введение. Детям с интеллектуальными нарушениями сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несет большую ответственность за обучение, а самое главное за социализацию таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, дать возможность проявлять свои лучшие качества. Это возможно путем вовлечения их в активную внеурочную деятельность. Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики и здоровья каждого ребенка. Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями оказываются недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму. Необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Как отмечают многие авторы, внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.III. Социализация ребенка через организацию внеурочной деятельности.3.1 Социализация – как часть всей коррекционно-педагогической деятельности. Коррекционно-воспитательная деятельность в образовательных организациях – составная часть единого образовательного пространства. Она должна быть определенным «рабочим полем», иметь определенную структуру и направления воздействия, складывающиеся из следующих блоков, предоставленных на слайде:1 блок – нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом, через психо-коррекционные приемы, средства, методы работы;II блок – корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), поскольку они являются не компонентным элементом, а окружающей сферой;III блок – социально-бытовая ориентация и профессионально-трудовая подготовка посредством развивающих занятий;IV блок – компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, в которой ребенок может добиться хороших результатов (компенсация в области спорта, техники, музыки) посредством разработки и апробации авторских программ дополнительного образования.3.2. Значимость внеурочной деятельности для социальной адаптации детей с умственной отсталостью. Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Успешной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта способствует внеурочная деятельность, которая включает в себя работу классного руководителя, кружковую работу, экскурсии, организацию отдыха и досуга. Во внеурочной деятельности необходимо использовать следующие средства социальной адаптации: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение, игровые ситуации, экскурсии в магазин, на вокзал, по улицам города, в музей, в библиотеку. Эти занятия способствуют развитию жизненно необходимых навыков, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и трудовом коллективе. На внеурочной деятельности по темам: «Парад планет» « Моя семья» «Экология нашего края» «Почта» «Аптека» и по многим другим темам происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность и любознательность. Накапливается опыт коммуникации, овладение речью и языком. Работая в команде, взаимодействуя с другими ее членами, ребенок проигрывает социальные роли в рамках общества. Он начинает ориентироваться в содержании как собственных поступков, так и поступков других людей, усваивать модели поведения, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций. Вся работа по социализации обучающихся должна проводиться с опорой на их жизненный опыт. Подбирается материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям разнообразными методами и приемами получить представление об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно (насколько это возможно) добывать знания и пользоваться ими. При организации внеурочной работы необходимо соблюдать следующие принципы: - выдержанность общих целей и задач работы;- массовость, т.е. вовлечение большинства учащихся;- ее общественно-полезная направленность;-личностная ориентация педагогического процесса:-обеспечение благоприятного морально-психологического климата, -добровольности выбора учащимися видов внеурочной деятельности, учет их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.IV. Практика. Изучив литературу и опыт коллег по вопросу социализации детей с интеллектуальными нарушениями мне было необходимо самой осознать значение правильно созданных условий в организации взаимодействия таких детей с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Можно подчеркнуть то, что в работах авторов этот вопрос разработан достаточно хорошо, несмотря на то, что индивидуальные особенности у детей с интеллектуальными нарушениями отличаются от детей с нормой развития. Все изученное я проанализировала и сделала вывод о том, что одним из значимых направлений в социализации детей с интеллектуальными нарушениями является интерактивная игра. Все чаще встречаются дети с сочетанными нарушениями в развитии, а интерактивное оборудование помогает задействовать все возможные компенсаторные способности ребенка. Чем больше задействовано у ребенка анализаторов тем эффективнее коррекционная работа. В моем классе 6 обучающихся с различными видами нарушений, в т.ч.и с интеллектуальными нарушениями. Передо мной стояла задача развить социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, способствовать становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. С появление в классе интерактивного оборудования у меня появилась возможность, используя новые технологии, а именно интерактивную игру, привлечь детей с интеллектуальными нарушениями в совместную деятельность с детьми и со взрослыми, не только на урочной, но и на внеурочной деятельности. При решении задач мной были определены направления, в результате которых у детей с интеллектуальными нарушениями формируется отношение к воспринимаемым социальным явлениям и навыки поведения, соответствующие общественным нормам. Так как ребенок с интеллектуальными нарушениями успешнее социализируется именно в группе сверстников, то для себя я определила следующее: дети с нормой имеют возможность передавать свой накопленный опыт таким детям доступнее, тем более в игровой деятельности. А дети с интеллектуальными нарушениями через интерактивную игру быстрее перенимают этот опыт. Хочется отметить, что интерактивные игры повышают мотивацию ребенка к совместной деятельности и являются эффективным средством для социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями. В качестве основных успехов по социализации обучающихся 8 Б класса следует назвать приобретённый детьми опыт взаимоотношений в классе и потребность в общении, с теми с кем учатся с 1 класса, а также и с вновь прибывшими ребятами, это Моисеев Даниил (он пришел к нам учиться в 6 класс) и в этом учебном году Тарасов Никита, появилось также бытовое взаимодействие детей внутри класса, появился интерес узнать и увидеть что-то новое, накопился опыт коммуникации, ребята стали лучше ориентироваться в социально-значимых местах, некоторые уже могут самостоятельно купить товар в магазине. Результативность моей работы по социализации обучающихся на начало и конец учебного года представлена на слайде. Но так же есть трудности в работе по данному направлению, в том, что учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности и уместности высказывания. Результаты работы за этот учебный год подтверждаются моим участием, участием тьютора и обучающихся, обучающихся и воспитателя, обучающихся и родителей в различных профессиональных конкурсах, выставках, что подтверждено в отчете руководителя методического объединения специальных классов, а также грамотами, дипломами и сертификатами. V. Заключение. Главная задача классного руководителя, в работе с детьми, имеющие интеллектуальные нарушения – это социализация ребёнка, вовлечение его в полноценную школьную жизнь с учётом его возможностей для того, чтобы показать его нужность и значимость в обществе, что он такой же, как и все. Организация внеурочной работы с детьми с нарушениями интеллекта способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни. Эта работа направлена, чтобы социально адаптировать школьника с интеллектуальными нарушениями к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.VI. Литература.1.Аленкина О.А., Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья. М.; Глобус, 2009.-190с.2.Логинова Е.Т. Современные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальной. Псков: ПОИПКРО, 2000.- 47с.3.Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности / Вестник УРАО.- 2008.- №5.- С.21-29.4.Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематические занятия / авт.-сост. С.А.Родионова, Т.А. Корепанова.-Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л.Е., 2015.- 265с.5.Система воспитательной работы в коррекционном учреждении : планирование, развивающие программы, методическое обеспечение / авт.-сост. Р.П. Карлина.- Изд. 2-е.- Волгоград : Учитель, 2016. – 311с.6.Ковалева А.И. Социализация// Знание. Понимание. Умение.- 2004.-№1.7.Интернет-ресурсы : VII. Приложение. Примерные варианты тем внеурочных занятий.Тема: «Культура поведения».Тема урока. Правила поведения хозяина при приёме гостей и культура гостя.Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме.Задачи:- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Культура поведения»;- контролировать и корректировать произношение учащегося в ходе урока;- развивать слуховое восприятие при выполнении задания «Доскажи словечко».- воспитывать нравственные качества личности (гостеприимство, радушие, уважение к другим людям). Оборудование: карточки с тестом «Знаете ли вы правила культурного поведения?», карточки со словами для игры «Найди пару».Таблички:-Хозяин дома должен быть щедрым, добрым, вежливым. Хозяин дома должен быть приветливым. Хозяин дома должен уметь занять своих гостей. Если ты идёшь в гости, одежда должна быть чистая. В гости нужно приходить во время, без опоздания. Гость не должен требовать угощения, угощать должен хозяин. В гостях веди себя культурно, не кричи, не бери вещи без разрешения, не бегай по комнатам.Дополни пословицы.Гостю щей не жалей, а погуще (лей). В чужом доме не будь приметливым, а будь (приветливым). Встречают гостя по платью (провожают по уму). Хозяин весел – гости (радостны). Ход занятия 1. Организационный момент.- Мы изучаем тему «Культура поведения»Прочитай тему занятия, … . 1. Разминка.Игра «Вежливые слова». Игра «Доскажи словечко»1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)2.Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)5.Когда нас бранят за шалости, говорим … (извините, пожалуйста)6.И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания) 1. Проверка знаний учащихся правил культурного поведения.Работа с тестом на партах.Тест: «Знаете ли вы правила культурного поведения?»1. Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости, в театр, в библиотеку?- Да, шапку нужно снять;- Нет, шапку снимать не надо.2. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?- Бросишь на землю, когда никто не видит;- Бросишь в урну;- Отдашь маме.3. Можно ли включать телевизор на всю громкость, если бабушка легла отдохнуть?- Да- Нет4. Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос, как ты поступишь?- Вытрешь его рукавом- Вытрешь носовым платком или салфеткой- Не будешь ничем вытирать, пока не съешь пирожное до конца5.Как нужно размешивать чай в стакане?- Так чтобы звон доносился до соседей по подъезду- Так, чтобы чай расплескался по столу- Бесшумно, не привлекая к себе внимание других6. Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом?- Поздороваться- Стукнуть хозяина дома по плечу7. Если ты вернулся с прогулки, кто должен подать тебе тапочки?- Мама или папа- Бабушка или дедушка- Я сам возьму тапки4. Сообщение темы урока.Кто из вас любит ходить в гости? Поднимите руку.Все любят ходить в гости, я так и думала.А что мы знаем с вами о том, каким должен быть хозяин и как должен вести себя гость? Давайте попробуем в этом сегодня разобраться. К концу урока мы должны ответить на вопросы: Каким должен быть хозяин дома? и Какие правила поведения должен знать гость?5. Изучение нового материала. Правила поведения хозяина дома.Сценка 1 «В прихожей».Хозяин смотрит по телевизору интересный фильм. В это время приходит гость и стучится в дверь.Хозяин приоткрывает дверь и разговаривает с гостем «на пороге».- Здравствуй, Ваня!- Привет, Никита! Ты чего пришёл?- Я пришёл к тебе в гости.- Я занят, смотрю фильм.- Какой фильм ты смотришь?- Интересный. Ребята, как вы думаете, какой Ваня хозяин?- Плохой, сердитый, не рад гостю.Что должен был сделать хозяин?- Хозяин должен был пригласить гостя в комнату.Хорошо, давайте посмотрим ещё раз сценку.Сценка 2. «В прихожей».- Здравствуй, Ваня! Я пришёл к тебе в гости.- Здравствуй, Никита! Как хорошо, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста. Ребята, как вы думаете, а сейчас какой Ваня хозяин?- Приветливый, добрый, не сердитый, он рад гостю.Каким должен быть хозяин? Давайте сделаем вывод.- Хозяин должен быть приветливым.(На доске появляется табличка «Хозяин должен быть приветливым»)Сценка 3.Роль хозяина исполняет учитель, роль гостя - ученик.Хозяин садится на диван, гость стоит рядом. Хозяин не предлагает гостю сесть, гость вдруг садится на диван, хозяин прогоняет его:- Встаньте с этого дивана,А не то там будет яма!Гость тянется к игрушкам, книжкам.- Игрушки ломаются, а книжки рвутся.И вообще посмотри на свои руки, ты их сегодня хоть мыла?Ребята, как вы думаете, хозяин вёл себя правильно? Какой у нас был хозяин?- Грубый, жадный.Каким должен быть хозяин? Давайте сделаем вывод.(На доске появляется табличка «Хозяин должен быть щедрым, добрым, вежливым»)Ребята, а ещё хозяин должен уметь развлечь своих гостей.(На доске появляется табличка «Хозяин должен уметь развлечь своих гостей»)Чтобы гости не скучали, можно предложить им поиграть. В какие игры вы можете поиграть дома со своими гостями?- Шахматы, шашки, настольные игры, провести конкурсы.Общий вывод.Ребята, давайте прочитаем, каким должен быть хозяин дома.(Чтение выводов с табличек)6 . Культура поведения гостя.А теперь давайте поговорим о том, каким должен быть гость.Задание 1. Выберите одежду, в которой вы пойдёте в гости.Спортивный костюмХалатКрасивое платьеМужской костюмГрязная одеждаМолодцы, ребята! Вы правильно назвали одежду, в которой нужно идти в гости.(На доске появляется табличка «Если ты идёшь в гости, одежда должна быть чистой»Мы часто ходим в гости на праздники. Какие праздники вы знаете?- Новый год, 8 марта, день рождения.А если мы идём в гости, например на день рождения, что необходимо взять с собой?- Подарок.Правильно. И выбрать подарок бывает очень трудно. Давайте попробуем определить, что кому мы можем подарить.Задание 3. Найди пару.На доске таблички: Бабушке ролики. Малышу шарф. Папе погремушка. Маме платок. Дедушке галстук. Девочке ваза. Мальчику кукла Подарок должен приносить радость. Ребята, а какие слова мы будем говорить при вручении подарка.- Поздравляю с днём рождения! Желаю здоровья, счастья.7. Обобщение изученного материала. Чтение выводов, которые были сделаны на уроке.Хорошо, ребята. О чём мы с вами сегодня говорили на уроке?- Мы говорили о том, какими должны быть хозяин и гость.Давайте прочитаем наши выводы, каким должен быть хозяин.-………………………………………………………………………Какие правила должен соблюдать гость?- …………………………………………………………………….Хорошо. А сейчас давайте попробуем дополнить пословицы.Задание 4. Дополни пословицу.Гостю щей не жалей, а погуще … (лей).А что это значит, как вы понимаете эту пословицу?- Хозяин должен быть щедрым, должен угощать гостей.В чужом доме не будь приметливым, а будь… (приветливым).(Один из учеников заранее подготовлен учителем объяснить пословицу).Хозяин весел – гости … (радостны).(Один из учеников заранее подготовлен учителем объяснить пословицу).Встречают гостя по платью, а провожают… (по уму).8. Вывод по занятию.Какое сейчас было занятие?Какую тему мы изучали?Какие выводы мы сделали сегодня на занятии?9. Занятие окончено. Тест: «Знаете ли вы правила культурного поведения?»1. Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости, в театр, в библиотеку?- Да, шапку нужно снять;- Нет, шапку снимать не надо. 2. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?- Бросишь на землю, когда никто не видит;- Бросишь в урну;- Отдашь маме. 3. Можно ли включать телевизор на всю громкость, если бабушка легла отдохнуть?- Да- Нет 4. Если ты ел пирожное и запачкал кремом нос, как ты поступишь?- Вытрешь его рукавом- Вытрешь носовым платком или салфеткой- Не будешь ничем вытирать, пока не съешь пирожное до конца. 5.Как нужно размешивать чай в стакане?- Так чтобы звон доносился до соседей по подъезду- Так, чтобы чай расплескался по столу- Бесшумно, не привлекая к себе внимание других 6. Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом?- Поздороваться- Стукнуть хозяина дома по плечу 7. Если ты вернулся с прогулки, кто должен подать тебе тапочки?- Мама или папа- Бабушка или дедушка- Я сам возьму тапки Выбери подарок именинникуТема: «Мы живем среди людей».Цели: отработка моделей коммуникативного поведения, коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений в эмоциональном реагировании.Выполняем практические упражнения :- Как можно приветствовать людей?- Как обратиться с просьбой?- Как обратиться за помощью в больнице?- Как отказаться от сигареты?Тема «Если беда рядом…»Постановка проблемы :Диспетчер записал вызов : «Пожар, пожар… не помню адрес…все горит, приезжайте скорее… Ой, беда, беда…»Дети должны сказать, что неправильно сделал вызывающий?Запомнить вывод : Очень важно четко назвать свои координаты и сформулировать проблему, адрес, причину вызова.Тема: «Правила поведения в транспорте».Задание : Восстановите последовательность:Если есть свободное место, сядь;Разговаривай с попутчиками тихо, не мешая другим пассажирам;Не мешай входу и выходу пассажиров;Выпусти людей из подошедшего транспортного средства;Жди транспорт в установленных местах;Не толкаясь, войди в салон транспорта;Готовься к выходу заранее, вежливо попроси пропустить тебя к выходу;Если кого-то нечаянно задел – извинись;Оплати проезд;Уступай месть пожилым и маленьким детям.Правильный ответ (самопроверка).Жди транспорт в установленных местах;Не мешай входу и выходу пассажиров;Выпусти людей из подошедшего транспортного средства;Не толкаясь, войди в салон транспорта;Оплати проезд;Если есть свободное место, сядьРазговаривай с попутчиками тихо, не мешая другим пассажирам;Уступай место пожилым и маленьким детям;Готовься к выходу заранее, вежливо попроси пропустить тебя к выходу;Если кого-то нечаянно задел – извинись.Тема: «Культура поведения».Сценка «В прихожей».Хозяйка смотрит по телевизору интересный фильм. В это время приходит гостья и стучится в дверь. Хозяйка приоткрывает дверь и разговаривает с гостьей «на пороге». Здравствуй, Оля! – Привет, Лена! Ты чего пришла? – Я пришла к тебе в гости. – Я занята, смотрю фильм. – Какой фильм ты смотришь? – Интересный.Необходимо разобрать данную ситуацию, ответить на вопросы : А как бы вы сделали? Что понравилось? Что не понравилось?Проиграйте данную ситуацию по-другому.Игра «Разумно просто».Закончи фразу и объясни:- Если кто-то из гостей нечаянно пролил чай на скатерть, то…- Подростку нельзя курить, так как это …- Больного не утомляют долгим разговором, потому что…