Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: аппликаций
Автор: Минасян Армине Андреасовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №22

Планпо самообразованию

« Развитие творческих способностей дошкольников через создание аппликаций».

на 2025–2026 г.г.

Воспитатель: Минасян А.А.

Актуальность.

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.

Аппликация не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития.

Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.

Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей,    воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. У дошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, математические представления, развивается чувство цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повышают самооценку ребёнка, уверенность в своих силах и возможностях.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Итак, аппликация:

Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение особенностей использования материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Организовать работу кружка «Наши руки не для скуки», создать учебную программу.
5. Оформить в группе уголок для творчества.
6. Подготовить консультацию для родителей по теме: « Развитие творческих способностей дошкольников через создание аппликаций».

Ожидаемые результаты:

– Систематизация материала по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами техники аппликации.
– Проведя работу по данному направлению, методом наблюдения и оценки качества выполненных работ, планируется проанализировать данные.– Проанализировав данные, выявить степень заинтересованности детей в работе с предложенными материалами. На основе сделанных выводов спланировать дальнейшую работу по данной теме.
  Примерный план по самообразованию

Время проведения Название мероприятия

Сентябрь


- Мониторинг.
- Организовать работу .

- Изучение литературы.


- Оформление в группе уголка  для творчества ( в течении года).
- консультация для родителей: «Что такое аппликации в детском саду»

Октябрь

- Познакомится с литературой в периодической печати. Темы: «Разнообразие материалов для аппликации», «Аппликации из природного и бросового материала».
- Художественное творчество: Аппликация из листьев «Осенняя березка»; «Зайчик».
- Беседы: «Как мы создадим интересные картины».
- Д/И «Что в моей корзинке».
- Чтение художественной литературы по теме.
- Консультация для родителей « Аппликации для детей».

- Выставка аппликативных поделок из листьев.

Ноябрь

- Изучение литературы «Аппликации из природного и бросового материала».
- Художественное творчество: Аппликация из скорлупы кедрового ореха и пластилина «Ёжик»;
- Беседы: рассказ об отличии работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой .
- Д/И «Узнай на ощупь»; «Что лишнее»;
- Чтение художественной литературы по теме.
- Выставка аппликативных поделок из природного материала.
- Листки-памятки для родителей «Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка».

Декабрь

- Знакомство с материалами, накопление самих материалов.
-  Беседы: «Пушистая вата».
- Чтение художественной литературы по теме.
- Загадывание загадок.
- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
- Д/и «Кто пушистый».
- Художественное творчество: аппликации из ваты «Морозное лакомство», «Весёлый снеговик».

- Выставка аппликативных поделок из ваты.

Январь


- Изучение литературы
- Консультация для родителей: «Влияние аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста».
- Беседы: «Волшебные нитки».
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов.
Чтение: художественная и познавательная литература по теме.
- Художественное творчество: аппликации: «Пушистое животное»; «Цыплёнок»
Д/И «Волшебный клубочек»; «Загадки и отгадки».
- Выставка аппликативных поделок из ниток.

Февраль


- Познакомится с литературой в периодической печати.
- Консультация для родителей «Техника аппликации с нетрадиционными материалами».

- Беседы: «Наши друзья продукты».
- Художественное творчество. Аппликации: «Варежка», «Витаминное яблочко».
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов.
- Загадывание загадок.
- Чтение художественной литературы по теме.
-  Выставка детских работ из крупы.

Март

Мастер-класс для родителей-«Мир макарон».
- Изучение литературы «Приме-нение макарон в технике аппликации».
- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
- Беседы: «Какие бывают макароны»; «Для чего ещё можно применить макароны».
- Чтение художественной литературы.
- Загадывание загадок.
- Речевая логическая задача «Откуда взялись макароны»
- Художественное творчество. Аппликации: «Золотая рыбка», «Дерево на полянке».
- Выставка детских работ из макарон.

Апрель


- «Работа с яичной скорлупой" Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
- Беседы: «Откуда взялась скорлупа?».
- Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
- Загадывание загадок.
-Аппликации: «Черепашка»; «Норка для крота» Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».
Выставка детских работ.

Май


- Мониторинг
- Беседа: «Сокровище морей».
- Художественное творчество. Аппликации: «Цветок», «Бабочка».
- Выставка аппликативных поделок из ракушек.
- Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.

Июнь

Отчет за вес год.

Список использованной литературы.

1. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил

3. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод.пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с. : ил.

4. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. -М : ТЦ Сфера, 2010.-192с.

5. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.

6. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. :Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

7. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .

8. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

9. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми») .