Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в начальной школе в современных условиях


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в начальной школе в современных условиях
Автор: Миникаева Гузель Альфредовна

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в начальной школе в современных условияхМиникаева Гузель Альфредовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 167 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.КазаниРебёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отцаЛ.Н.Толстой Концепция “Взаимодействия семьи и образовательного учреждения начальная школа» в условиях педагогической поддержки индивидуальности ребенка ориентируется на весь комплекс требований, предъявляемых сегодня к воспитанию нравственного человека, охране и укреплению физического и психического здоровья детей, сохранению и поддержке индивидуальности ребенка, развития каждого ребенка. Наша школа, все начальные классы работают над этой темой. Работая над этой концепцией, начальная школа ставит перед собой задачи - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды,  где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и школы в вопросах воспитания ребенка,  его социализации в современных условиях. У семьи и  школы - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, но ни одна проблема не может быть успешно решена школой без сотрудничества с семьей.Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.4. Взаимодействие с родительским комитетом.5. Совместная деятельность родителей и учащихся. 6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья. К ним можно добавить:
  • чтение книг совместно с ребенком;
  • выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
  • участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;
  • проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
  • Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные. К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика. Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей. К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний все же остаются классные родительские собрания. Общешкольные родительские собрания проводятся в нашей школе, как правило, два раза в год. В классных коллективах ежегодно планируется по пять классных родительских собраний. Классное родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
  • Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
  • Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
  • Психолого- педагогическое просвещение
  • Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, приобретение учебной литературы и пр.).
  • Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.
  • Личные беседы с родителями
  • Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней, с системой контроля за выполнением домашних заданий учащихся. Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно–воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы, особенно ученик начальных классов. Общеизвестно, что состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В нашем образовательном учреждении для учеников созданы достаточно хорошие условия. Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, Каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой? Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Нравственный опыт ребенок получает в обществе, которое его окружает: в семье, и школе, в общении с друзьями. Проблемы нравственного воспитания детей можно решить только с семьей. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, какие традиции и обычаи сохраняются, в значительной мере зависит, какими вырастут дети. Одно лишь знание нравственных норм не поможет ребенку наладить контакт с окружающими, если он сердцем и душой глух к их нуждам, заботам и интересам. Только потребность во взаимопомощи и взаимопонимании может быть такой базой, на которой уже с помощью усваиваемых правил – этики поведения – можно овладеть умениями и навыками человеческого общения. Практически так оно и бывает: в семьях, где взаимопомощь и взаимопонимание окружают ребенка с малых лет, дети естественно и органично, зачастую без специальных педагогических условий вырастают нравственно воспитанными. Их воспитывает обстановка, окружающая их. И напротив, нередко в благополучных с виду семьях, где, кажется все есть – и достаток, и образование, и учтивые манеры поведения, растет человек, с которым никто справиться не может. Причины, по которым в семью приходит неблагополучие (индикатором этого оказывается поведение ребенка), бывают разные. Самой скверной из них является нравственная " дремучесть " родителей, исповедование ими замшелой нравственности несовместимой с правилами взаимопонимания и поддержки. От ребенка, выросшего в семье, где каждый остается глух к нуждам окружающих, каждый погружен лишь в собственные заботы, трудно ожидать внимания к воспитателю или преподавателю, а уж тем более к сверстникам. Отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложняют его дальнейшую жизнь, когда он сталкивается с иными моральными ценностями и требованиями. Вот почему одной из основных задач в начальных классах является нравственное развитие младшего школьника. Вот несколько групп нравственных представлений в начальной школе:- знания о нравственно – правовых категориях, общечеловеческих ценностях, нравственных качествах личности;- знания о сотрудничестве и взаимоотношениях между людьми, о способах общения, приемах взаимодействия с одноклассниками при работе в паре, группе; - знания о нравственных отношениях к окружающему миру (рукотворному миру и природе), к другим людям (учителю, сверстникам, родственникам, соседям, людям других национальностей, к народам разных стран), к себе. Поскольку все группы нравственных представлений взаимосвязаны, то их формирование происходит комплектно. Например: " Культура общения" – Работаем по такому плану: - беседы по этике и этикету; практические занятия ( 1класс - "Этикет за столом; 2класс – «Как встречать гостей»; 3класс - «Разговор по телефону»;4класс - «Мои «хочу» и мои «надо»;) письменные работы «Приглашение на день рождения», «Поздравление с праздником».«Самовоспитание » - занятия «Как организовать свой труд дома», «Содержи всегда в порядке парту, книжки и тетрадки», «Мои достоинства и недостатки» учащиеся знакомятся с приемами самоконтроля и самовоспитания. «Общечеловеческие нормы нравственности» - учащиеся изучают заповеди –нравственные законы жизни для всех людей . Здесь ребята читают художественные произведения, обсуждают и проводят по ним конкурс рисунков «Зло, как и добро, имеет своих героев». Игры, стимулирующие нравственное развитие детей: "Ручеек" - создание климата доброжелательных отношений; "Ромашка" – способствующая накоплению опыта поведения; "Зеркало" – показывающее плохие и хорошие качества; "Вежливые слова" и др. «Письма о добром» - это беседы на тему: «Милосердие», «Доброжелательность». Что это значит? «О воспитанности», «Умейте дорожить временем», «Приём гостей», «Моя семья», «Шкатулка качества» (вытягивают листки с качествами «вежливость, доброта» и т. д. и объясняют что это такое и хотят ли они быть такими). Знакомство с знаменитыми людьми, традициями и обычаями своего города, народа и соседей. Совместные праздники и конкурсы с родителями: "День матери ", "День защитника отечества", "День победы", " Вместе дружная семья ", "Леди и джентльмены", "Самая творческая семья" и др. Применяем в начальных классах десять заповедей, которые рекомендуем младшим школьникам в основу нравственного воспитания. Родители их одобряют, и соблюдение их становится делом чести и достоинства каждого.1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Позорно предаваться праздности, когда старшие не могут позволить себе отдых.2. Нельзя смеяться над старостью. О них говорят только с уважением.3. Нельзя вступать в пререкание с взрослыми людьми. Недостойно скоропалительно выражать сомнения в совете старшего (сначала обдумай, потом скажи). 4. Нельзя выражать неудовольствие, если у тебя нет или иной вещи (я тоже хочу, маме так хочется) 5. Нельзя допускать того, чтобы мать давала тебе то, чего не дает себе (лучший кусок). Мысль, о праве на какую – то собственную исключительность - яд, отравляющий душу.6. Не делай то, что осуждают взрослые, они мудры (не делай того, в чем стыдно признаться)7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя. В праздничные дни никогда не оставляй ее одну. Ты сам, твое слово, твоя улыбка бывают единственной радостью. 8. Не собирайся куда – то, не спросив разрешения, не сделав пожеланий.9. Не делай плохо другому, зло вернется к тебе и посеет зло вокруг.10. Нельзя думать только о себе, старайся быть " солнышком добра и любви", и пусть твои лучики греют окружающих. Поскольку в начальной школе основной потребностью младших школьников является потребность быть хорошим, учитель заранее продумывает такие средства воздействия на личность, с помощью которых данная потребность будет реализована, эмоционально пережита и выражена впоследствии в деятельности. Большая работа проводится с семьями и их детьми по пропаганде педагогических знаний, культуры отношений, быта; укрепление связи семьи с общественностью, повышение ответственности родителей за воспитание детей. Ведь именно в младшем возрасте, когда сильна эмоциональная память, восприятие, формируется в детях нравственное начало всей дальнейшей жизни человека. С начала формирования нашего коллектива с 1999 года в тесном сотрудничестве проводится работа детский сад + школа. Педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением детей, являются для них примером во всём, это здоровый образ жизни, доброта, понимание и ответственность. К сожалению, дети стали меньше читать, предпочитая смотреть телевизор, сидеть за компьютером. В связи с этим, большая работа проводится в сотрудничестве со школьной библиотекой. Подводя итог, хочется сказать, что на нас педагогов ложится большая ответственность за формирование нравственной личности младшего школьника и дошкольника, гражданина Отечества. Добиться этой цели мы можем только работая в тандеме с родителями.Литература:
  • Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”. Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2002.
  • Сергеева В.П. «Классный руководитель в современной школе». Москва, 2001.
  • Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе». Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2000.