"Здоровье и питание"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Здоровье и питание"
Автор: Маркова Людмила Александровна
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ЗАПАДНЫЙ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР «СЕМЬЯ» ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В БАКАЛИНСКОМ РАЙОНЕВоспитательский час. Тема:«Здоровье и питание»Подготовила и провелавоспитатель Маркова Л.А. Тема: «Здоровье и питание»Цели: формировать у учащихся представление о том, что пища – разнообразные блюда, которые мы употребляем; ознакомить учащихся с правилами полноценного питания;подвести к пониманию того, что правильное питание – одно из условий крепкого здоровья, что переедание вредно для человека; продолжать формировать у учащихся культурно-гигиенические навыки поведения за столом; развивать умения составлять меню; воспитывать аккуратность.Ход занятия:Организационный момент.Мотивация научной и познавательной деятельности учащихся.Продукты питания, а попросту – наша еда, создают нам различное настроение, вызывают самые разные эмоции: одни продукты мы любим, от других отказываемся, к третьим ещё не привыкли.Как вы думаете, для чего нужна пища?Пища нужна не просто для удовольствия. У неё есть важная функция в организме.Человеку нужно есть,Чтобы встать и чтобы сесть,Чтобы прыгать, кувыркаться,Песни петь, дружить, смеяться,Чтоб расти и развиваться,И при этом не болеть,Нужно правильно питатьсяС самых юных лет уметь.Зачем человек ест?Без пищи человек не может жить: расти, двигаться, поддерживать тепло своего организма и бороться с болезнями.А знаете, сколько съедает каждый человек за всю свою жизнь?Примерно пятьдесят тонн, целый товарный вагон.Сообщение темы и целей урока.Сегодня на уроке мы выясним, что же есть такого в еде, что без неё невозможно жить. Ознакомимся с правилами полноценного питания, узнаем о вреде переедания.Первичное восприятие и осознание нового материала.Рассказ учителя с элементами беседы о значении питательных веществ для роста и развития организма.Рассмотрим рисунок с изображением «цветного человека».Какого цвета больше? (голубого)Как вы думаете, что это? (вода)Белый цвет – это белки, оранжевый – углеводы, жёлтый – жиры, зелёный – витамины и минеральные вещества.Вода, жиры, углеводы, минеральные вещества (соли), витамины – это питательные вещества, которые просто необходимы для человека.Вывод:Наша пища состоит из множества веществ. Они необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития. Называются они питательными веществами и входят в продукты питания.На какие группы мы можем разделить продукты питания по тому питательному веществу, которое составляет его основу? (можно разделить на три группы: белки, жиры, углеводы).Зачем они нужны нам?Чтобы вы росли, нужен белок. Белок – строительный материал для клеток. Без него человек не сможет расти. Основной источник белков – молоко и молочные продукты. Ещё белки содержаться в мясе, рыбе, яйцах.Чтобы вырасти ты мог,В пище должен быть белок.Он в яйце, конечно, есть,В твороге его не счесть,В молоке и в мясе тожеЕсть он, и тебе поможет.Углеводы – топливо для клеток, как уголь для паровоза и бензин для машины. Они являются источником энергии для физической и умственной работы. Углеводы содержаться в хлебе, сахаре, овощах, мёде, злаковых кашах.Фрукты, овощи и крупы –Удивительная группа –Нам в тепло и непогодуПоставляют углеводы.Нам клетчатку посылают,Витамины добавляютИ энергией питают.Жиры – продовольственные и топливные склады.Жиры – строительный материал для нервной ткани и мозга. Они содержатся в растительном и сливочном масле, в различных видах жиров, майонезе, в некоторых мясных и молочных продуктах.Жир, что в пище мы едим,Очень нам необходим,Сохранит температуру,Повлияет на фигуру,Защитит от холодов,Шубой нам служить готов.Витамины необходимы для нормального роста и развития организма человека. Их около 30. Обозначают витамины латинскими буквами: А, В, С, D, Е и т.д. Каждый витамин выполняет в организме определённую функцию.Например, витамин А способствует росту организма и влияет на остроту зрения. Он содержится в молочных продуктах, сливочном масле, яйцах, печени, рыбе, моркови, горохе, рыбьем жире, капусте.Витамин С гарантирует высокую сопротивляемость болезням. Он содержится в фруктах, чёрной смородине, цитрусовых, зелёном луке, помидорах, шиповнике.Витамины нужны в небольших количествах. Нельзя ими злоупотреблять.Витамины – просто чудо!Столько радости несут!Все болезни и простудыПеред ними отвернут.Минеральные вещества (кальций, фосфор, железо, йод, калий и др.) принимают участие в строении и работе всех органов, входят в состав крови и гормонов. Обеспечивают рост и развитие скелета.Микроэлементы содержатся в овощах, фруктах, мясе, рыбе, молочных продуктах и т.д. Поэтому дети должны употреблять много овощей и фруктов.Скажем вам без хвастовстваИстину простую –Минеральные веществаИграют роль большую.Говорят, что вода – источник жизни. Почему?Без воды человек может прожить не более 3-5 дней. Богаты водой овощи, фрукты, ягоды, молоко.Что может произойти при обезвоживании и при переизбытке воды в организме?Вывод:Питательные вещества – это белки, жиры, углеводы, воды, витамины и минеральные вещества. Они входят в состав продуктов питания и составляют основу полноценного питания.Вот поэтому всегдаДля нашего здоровьяПолноценная еда-Важнейшее условие.Сюжетно-ролевая игра «Консилиум врачей».К нам приехала скорая помощь и привезла больного. Вы – врачи. Нам предстоит вылечить больного. (Один из «врачей» рассказывает с какими жалобами обратился больной. Задача консилиума – определить, что с больным, почему это произошло и как ему помочь.)Симптомы – плохое самочувствие, снятся кошмары, тяжесть в желудке.Почему это произошло? Почему снятся кошмары?Диагноз: переедание.Вывод: мальчик не соблюдал режим питания, нельзя есть незадолго до дневного или вечернего сна. Ешь достаточно, но не переедай.О вреде переедания.Что мы чувствуем, когда переедаем?Как можем помочь себе и своему желудку?Какая пища вредна для организма?Почему вредно переедание?Увеличивается вес → повышается кровяное давление → увеличивается нагрузка на сердце → плохое самочувствие.Вывод:Вы послушайте, друзья,Несколько советов:Лучше не переедатьНи зимой, ни летом…Даже если целый столЗавален сладким;Если в гости ты пришелИ аппетит в порядке.А также необходимо уменьшить потребление жирной, сладкой и слишком соленой пищи.О вреде сухомяткиКак вы понимаете значение слова «сухомятка»?Какова роль напитков (соков, молока, чая, кофе)?Какие из них надо ограничивать, почему?Как доказать, что жидкость поступает в организм не только с напитками и жидкими блюдами, но и с другими продуктами? (Выдавить сок из лимона, апельсина)Есть ли жидкость в крупах и макаронах? (Жидкость содержится практически во всех продуктах)Полезно ли употреблять много булочек, ватрушек, бутербродов? Почему?Знаете ли вы, что закрытый бутерброд (сэндвич) изобрел англичанин Джон Монтас Сэндвич? У него постоянно не хватало времени на еду, и он придумал закрытые бутерброды.Что полезно съесть? Сделай выбор:Вывод: Желудку вредят: еда в сухомятку, переедание, газированные напитки, излишнее употребление сладостей, горячие мучные продукты.Закрепление и осмысление изученного материала.Значение режима питания.Сколько раз в день вы едите? В какое время?Когда пища обильнее? Через сколько часов вы едите?Здоровое питание невозможно без соблюдения режима.Соблюдать режим питания – значит, есть регулярно, в одно и тоже время.Редкие приемы пищи вызывают ощущение сильного голода, аппетит становится бесконтрольным. А переедание приводит к неприятным последствиям.Вывод:И еще совет дадим:Соблюдать в еде режим.Практическая работа (Класс делится на 4 группы)Задание. Составьте меню на завтрак, обед, полдник, ужин, таким образом, чтобы в него были включены все основные группы продуктов и соблюдался принцип умеренности.(После выполнения задания «эксперты» оценивают правильность подбора продуктов.)Основные правила питания.Питаться надо регулярно, 4 раза в день в одно и то же время.Не переедать.Завтрак должен быть горячим. Утром полезно употреблять кашу.На обед должно быть 3 блюда.На ужин лучше съедать блюдо из овощей или фруктов.Остерегайся острой, жирной и соленой пищи.Во время еды не разговаривай и не отвлекайся.Игра «Дополни предложения»Я знаю полезные продукты: ___________________________________________________________.Нашему желудку вредят: _____________________________________________________________.Ешь досыта, но _____________________________________________________________.Не увлекайся пищей: _____________________________________________________________.Соблюдай в еде: _____________________________________________________________.Работа в тетради с печатной основой (с. 11-12)Какие пословицы и поговорки о здоровье и питании знаете? Объясните их значение.- Не годится на еду сердится.- Аппетит приходит во время еды.- Вкусна рыбка, да опасна косточка.- Чай горячий пей, на себя не лей.- Лук – от семи недуг.- Когда я ем, я глух и нем.Обобщение и систематизация занятий.Правила поведения за столом.Рассмотрите рисунок. Какие правила приема пищи и поведения за столом знаете?«Соедини по смыслу строки»Приготовление оздоровительного чая из лекарственных растений.Издавна в Украине вместо чая пили травяные отвары зверобоя, мяты, шиповника, листьев малины, земляники, смородины, липового цвета и др.Рецепт приготовления чая из шиповника и смородины.Состав: по 5 частей плодов шиповника и смородины.Способ приготовления: сушеные плоды шиповника измельчить, залить холодной водой, довести до кипения и кипятить 3-5 минут.В большой чайник положить сушеные листья смородины и заварить их отваром шиповника.Дать чаю настояться в течение 10-15 минут.Вывод: Травяной чай – это витаминное средство. Он незаменим при простуде, болях в сердце, переутомлении.Итоги занятия:Вспомните названия основных питательных веществ.Назовите продукты, в которых содержаться питательные вещества.Какие основные правила питания?Эти правила питаньяНужно помнить, соблюдать,Чтоб здоровым взрослым стать.