Трудности адаптационного периода первоклассников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Трудности адаптационного периода первоклассников
Автор: Вабищевич Марина Юрьевна
Что такое адаптация к школеАдаптация — это процесс приспособления организма к новым условиям среды. В контексте школьного образования адаптация ребенка — важный этап перестройки организма и психики в связи с новыми требованиями, режимом и социальной средой. Это период привыкания к роли ученика, новым правилам и обязанностям, коллективу и педагогам. Адаптация перед этим этапом неизбежна и очень нужна для комфортного пребывания ребенка в школе.«Самое главное — правильный настрой. Второй важный момент: ребенок идет в первый класс достаточно подготовленным и первое полугодие не предполагает большой академической нагрузки. Многие родители жалуются на то, что в первом классе ребенок не узнает ничего нового. Но надо понимать, что на самом деле для ребенка нагрузка огромная. Это регламентированная среда, необходимость долго сидеть, каждое утро приходить в новое место, где он не может двигаться, открыто себя выражать, так как есть много ограничений. Первое время детям не до учебы. Это период выстраивания новой реальности, учебной деятельности».Виды адаптации первоклассниковДети приспосабливаются к школьной жизни сразу в нескольких аспектах.Психологическая адаптация — процесс привыкания ребенка к новому социальному статусу ученика, системе отношений со сверстниками и педагогами. Это формирование учебной мотивации, принятие школьных правил и норм поведения, развитие самостоятельности и ответственности. Психологически адаптированный первоклассник чувствует себя уверенно и комфортно в школьной среде, проявляет интерес к учебе и легко находит общий язык с одноклассниками.Социальная адаптация связана с приспособлением ребенка к новой социальной среде — школьному коллективу. Он учится взаимодействовать с одноклассниками, соблюдать социальные нормы и правила, строить отношения со сверстниками и педагогами. Социально адаптированный первоклассник легко устанавливает контакты с другими детьми, участвует в коллективных играх и занятиях, проявляет эмпатию и уважение к окружающим.Физиологическая адаптация — приспособление организма ребенка к новому режиму дня, увеличению физической и умственной нагрузки. Это наиболее сложный и продолжительный вид адаптации, так как связан с перестройкой работы всех систем организма. Физиологически адаптированный первоклассник чувствует себя бодрым и энергичным в течение дня, хорошо высыпается, не страдает от головных болей и других физических недомоганий.Особенности адаптации первоклассников к школеМногие первоклассники сталкиваются с различными трудностями, которые могут негативно сказаться на их успеваемости, самочувствии и общем отношении к школе. Поэтому одна из главных задач родителей и педагогов в этот непростой период — помочь детям адаптироваться.В школе на уроке нужно сидеть 30–40 минут. Для ребенка, который привык к постоянной смене деятельности, сложно концентрироваться так долго на одной задаче. Дети устают быстрее взрослых, поэтому важно следить за режимом отдыха и сна. Новые друзья, непривычные требования учителя, необходимость подчиняться правилам, огромный объем новой информации могут быть серьезными испытаниями для психики ребенка. Общение с одноклассниками тоже требует усилий. Нужно научиться взаимодействовать с разными людьми, находить общий язык, решать конфликты мирным путем».Основное, что требуется от родителей, — сохранить здоровье ребенка, его мотивацию, положительное отношение к школе и учебе, дать опыт успешности. Научиться самоорганизации гораздо важнее, чем освоить наперед много тем по математике и русскому языку».Этапы адаптации первоклассниковПроцесс адаптации может быть разделен на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности:Острый период адаптации (две-три недели) характеризуется наиболее выраженным стрессом для ребенка. В это время у первоклассника может наблюдаться ухудшение сна, аппетита, повышенная утомляемость, раздражительность, плаксивость. Ребенок может отказываться идти в школу, испытывать трудности с концентрацией внимания, с трудом воспринимать информацию. Такое поведение — нормальная реакция на стресс, а не проявление капризов или нежелания учиться.Относительно благоприятный период (пять-шесть недель), когда ребенок начинает привыкать к школьной жизни, осваивать новые правила и требования. Уровень стресса снижается, улучшается сон и аппетит, повышается работоспособность. Ребенок уже не так сильно боится школы, у него появляются друзья, он начинает проявлять интерес к учебе.К концу первого полугодия у большинства первоклассников идет период компенсации — они адаптируются к школе. Хорошо знают правила, ориентируются в школьном пространстве, находят друзей, проявляют интерес к учебе и справляются с учебной нагрузкой. В этот период ребенок становится более самостоятельным, уверенным в себе, у него формируется позитивная самооценка. Но даже в это время важно продолжать наблюдать, поддерживать его, помогать справляться с трудностями и создавать условия для его полноценного развития.Чтобы избежать многих проблем в школе, лучше всего начать подготовку заранее. Познакомьтесь с будущим учителем, посетите школу вместе с ребенком, расскажите ему о правилах поведения. Поговорите о школьных предметах, спросите, что ребенку интересно изучать. Общайтесь открыто и честно. Обсуждайте успехи и неудачи вместе. Поделитесь своими школьными воспоминаниями, расскажите, как справлялись с трудностями сами».