Преобразование текстовых задач в таблицы и диаграммы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Преобразование текстовых задач в таблицы и диаграммы
Автор: Алексеева Наталья Владимировна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАТема урока: Преобразование текстовых задач в таблицы и диаграммы (4 класс)Цель  урока: создать условия для преобразования информации в виде таблиц и диаграмм путем активизации универсальных учебных действий.Задачи:- обучающие:  учить представлять текстовую информацию с помощью диаграммы и таблицы, сравнивать данные столбчатых и линейных диаграмм, анализировать их, обобщать и делать выводы; - развивающие: способствовать развитию мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала, навыков работы с информационными технологиями;- воспитательные: прививать культуру общения, воспитывать стремление быть успешным в достижении своих целей, бережное отношение к своему времени. Планируемые результаты: предметные:  строить и  анализировать диаграммы, представлять информацию в виде таблицы;- личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, использовать полученные знания в повседневной жизни;- метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения, работать в паре, слушать и понимать речь других, договариваться о правилах поведения в группе.Тип урока: комбинированный урок.Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, групповая.Оборудование:  интерактивная доска, проектор, карточки с примерами, таблицами. Ход урока:I. Организационный момент.Проверка практического домашнего задания: определить время выполнения заданий дома. Распределение на группы в зависимости от затраченного времени.Внести данные на диаграмму (на доске) - Что такое диаграмма? (Диаграмма - изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты времени.)II. Актуализация знаний.–Что делали с информацией?(преобразовывали в диаграмму)Как ещё можно представлять информацию?(в виде схем, рисунков, таблиц…)Мы сегодня будем решать задачи. Попробуйте сформулировать цель урока.(Будем решать задачи (уточнение: передавать информацию) с помощью таблиц и диаграмм).2. Устный счет.– От чего зависит время, потраченное на домашнее задание? (От скорости счёта, умения организовать учебную деятельность)–Проверим вашу скорость счёта с помощью карточек (Предлагается 6 вариантов, 6 вариант упрощенный. Время выполнения – 3 минуты). 5 человек, первыми закончившие работу, записывают свои имена на «Доске успеха»III. Самоопределение к деятельности.Итак за 3 минуты мы решили 33 примера. Сколько примеров можно вычислить за 2 минуты?1 человек записывает краткое условие на доске: (3 мин. – 33п. 2 мин. – ? п.)Преобразуем данную информацию в предложенную таблицу (первый столбик закрыт интершторкой). Проблема: Каких данных не хватает в таблице? (количество примеров за 1 минуту)Добавим данные, решив первое действие задачи. (33:3 = 11 (п.)Теперь можем ответить на вопрос задачи? (11х2 = 22 (п)Что помогло вам решить задачу? Как мы отразили информацию, переданную в задаче? (в таблице и кратком условии)–Как удобнее, легче?Работа с учебником. А вот следующая задача покажет нам, когда удобнее использовать таблицу. Учебник с.20 №7Начертите таблицу по указанным размерам: 6см.х12 см. Определите параметры (Цена-количество-стоимость). Запишите данные задачи. 28:7=4(р.) – стоит тетрадь 18:3=6(р.) – стоит ластик 6р больше, чем 6р. Егор был не прав . Почему Егор допустил ошибку? (Смотрел на стоимость, а надо смотреть на цену)Вот пример того, как таблица помогла IV. Освоение нового материала.а) Знакомство с новым видом диаграммы. Работа с учебником.Задача №9 с.20– Что значит в два раза меньше? Как сказать по-другому? Как можно изобразить половину? (В виде круга, разделённого пополам). На что это похоже? (на круговую диаграмму)- Что такое круговые диаграммы? (Изображение, показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты времени, в виде круга.)- Для чего нам нужно уметь строить круговые диаграммы? (Круговые диаграммы позволяют наглядно установить закономерности.)Начертите круг, покажите на нём половину и заштрихуйте её. Определите значение заштрихованной части. (40:2=20 (мин)Добавлю параметры: после фильма показывали мультфильм в течение 10 мин. Как это изобразить на диаграмме?- Как вы думаете, существуют ли диаграммы другого вида, помимо круговых? (Точечные, столбчатые, линейные, графики)VII.  Самостоятельное использование полученных знаний. Работа с переводом данных с графика в таблицу. - Используя столбчатую диаграмму, заполни следующую таблицу:VIII. Самооценка участия в уроке. Проводится в форме «Меткий стрелок»IX. Домашнее задание.С.20 задания вида: верно – неверно (№1-6, №10-12).X. Рефлексия. Учащиеся озвучивают свои впечатления, успехи и неуспехи урока.Для тех, кому трудно сформулировать мысль, на доске слова помощники:Сегодня я узналЯ понял, чтоМне было интересноМеня удивилоБыло трудноМне захотелосьЯ выполнял заданияЯ смогТеперь я могуЯ попробуюТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАУчебный предмет: математика.Класс: 4 класс.Автор УМК (программы учебного курса): Моро М.И.. «Школа России». Математика. 4 классТема урока: "Столбчатые и линейные диаграммы".Тип урока: комбинированный.