тренинг "Связующая нить"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: тренинг "Связующая нить"
Автор: Кузнецова Ирина Викторовна

Тренинг с замещающими семьями «Связующая нить» Цель: эмоциональное сближение опекуна и ребёнка через совместную деятельность, гармонизация детско-родительских отношений. Задачи:
  • обучать способам позитивного общения детей и взрослых, совершенствовать их навыки;
  • развивать воображение, вербальные и невербальные средства общения, тактильное восприятие;
  • активизировать эффективные коммуникации внутри семьи;
  • способствовать эмоциональному контакту и взаимодействию родителя и ребенка;
  • содействовать в воспитании бережного отношения друг к другу, эмоциональной отзывчивости, сочувствия.
  • Оформление: плакат со стих. «Сила и слабость» (прилож.1) закреплен на стене.1. Встреча участников под музыкальное сопровождение. (5 минут). Закрепление на груди бейджиков с именем. Психолог: Здравствуйте, уважаемые взрослые и ребята, я очень рада вас видеть. Встреча наша сегодня интересная и необычная и посвящена она игровому тренингу, который называется «Навстречу друг другу». Я надеюсь, что сегодня благодаря моим и вашим стараниям вы станете еще немного ближе друг другу, станете еще лучше понимать друг друга.  Сегодня хотелось, чтобы те, кто в обиде друг на друга, смогли бы примириться, а если вам трудно понять друг друга и это мешает вашему общению, то смогли бы посмотреть на ситуацию по-иному или поставить себя на место другого, одним словом пойти навстречу друг другу. Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому нам необходимо принять правила группы на сегодня. Правила тренинга: (5 минут)1. Единая форма обращения друг к другу по имениДля создания климата доверия в группе. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и способствует раскрепощению участников тренинга. 2. Общение по принципу «здесь и сейчас»Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с участниками в группе.3. «Я»- высказываниеГоворим только от своего имени и только лично кому-то. «Большинство людей считают, что…», «Некоторые из нас думают…» заменяем на «Я считаю, что…», «Я думаю…». 4. Искренность в общенииВо время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь.5.Один в эфире. Один говорит. Другие не перебивают.И для начала, так как возможно еще не все хорошо знают друг друга, я предлагаю вам: Психолог: - Предлагаю всем присутствующим семьям встать в паре напротив друг друга.1. Упражнение - приветствие «Друг к дружке». (5 минут)Цель: создание позитивного настроения, обогащение сенсорного опыта, сплочение группы, развитие невербальных средств общения. - Все мы, и взрослые, и дети ежедневно приветствуем друг друга. Как? Какими словами, фразами? («Привет», «Доброе утро» и т.д.). Сегодня я вам предлагаю поздороваться друг с другом необычным образом, без слов, таким способом, который я вам назову. Начинаем: -ладошка к ладошке; - спина к спине; - коленка к коленке;-лоб ко лбу; - плечо к плечу;- нос к носу; - локоть к локтю; - палец к пальцу; - пятка к пятке;- кулак к кулаку и крепкое объятие.Психолог: - Для нашей дальнейшей работы предлагаю познакомиться поближе.
  • Упражнение «Паутинка» (15 мин)
  • Цель: Знакомство, получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.- У меня в руках клубочек пряжи. Мы будем передавать его друг другу (не обязательно по кругу), пока он не побывает в руках каждого участника. У кого окажется клубок, должен назвать свое имя и рассказать немного, представить того человека, с которым пришел (взрослый представляет ребенка и наоборот).Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок. Наводящие вопросы, например:
  • Какая твоя мама (бабушка)?
  • Какие вместе дела любите делать?
  • Что она любит делать?
  • Что ей нравится, что ей не нравится?
  • Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: “На что похоже то, что у нас получилось?” (сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д.)Психолог: - В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.Психолог: - Сейчас попрошу вас образовать 2 круга: внутренний и внешний. Дети должны сесть в центр круга спинами друг к другу. Перед каждым ребенком лицом к нему садится во внешний круг взрослый. 3.Упражнение “Знакомство руками(20 мин.)Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.Оборудование: повязки на глаза по числу пар, магнитофон с записью спокойной музыки.- Сейчас мы попробуем необычный способ общения – руками. Взрослые, пожалуйста, завяжите детям глаза. Вернитесь на место. Закройте глаза, сделайте три спокойных вдоха и выдоха (включить спокойную музыку).    Протяните вперед руки, найдите руки своего партнера. - Поздоровайтесь с ними, познакомьтесь, подружитесь (все команды даются неторопливо). - А теперь – поборитесь, поссорьтесь… - И снова помиритесь, пожалейте, попросите прощения. - Выразите радость, пожелайте удачи. - А теперь – поблагодарите и попрощайтесь. Психолог: - Прошу ребят снять повязки и предлагаю всем участникам поделиться чувствами, которые вызвало это упражнение. Обсуждение: - Что было легко, что сложно?- Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко?- Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? - Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?моционально-психологическое сближение за счет телесного контакта. Улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения). Психолог: - В нашей жизни есть много, казалось бы простых вещей, которые помогают в общении друг с другом, например ласковое и доброе слово (Доброе слово и кошке приятно). А иногда не нужны слова, можно и выразить свою любовь и уважение хорошим поступком или достаточно прикосновения, телесного контакта. Это нам всем необходимо в любом возрасте, будь то ребенок или взрослый. И следующее упражнение4.Упражнение «Передай одним словом»Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.Материалы: карточки с названиями эмоций.Психолог: - Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.Та же задача только теперь читаем короткий стишок «Уронили мишку на пол».Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.Вопросы для обсуждения:
  • Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  • Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  • В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  • Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
  • Психолог: - Так же, в общении не малую роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному. 5.Притча "Небольшая разница"  ( 5 минуты)Один восточный властелин увидел страшный сон, Будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.Тот выслушал его озабоченно и сказал:- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. слайдТы потеряешь одного за другим всех своих близких.Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:- Я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты  переживешь всех своих родных. слайдВластелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? - спрашивали они.На что последовал ответ:- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать. Психолог: - Сейчас вы будете работать в парах: родитель – ребенок.6. Рисунок «Наш дом» ( работа в парах) - Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться “Наш дом”. Бумага и карандаши уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но есть важное ПРАВИЛО: вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.III. Заключительная часть Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты)Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения. Психолог: Мы с вами хорошо поработали. И в завершение мы предлагаем представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Спасибо вам за участие.Оборудование:
  • Стих на ватмане (оформление)
  • Памятки «Простые секреты бесконфликтности»
  • Список эмоций на ватмане
  • Список эмоций карточки
  • Слайды «Притча»
  • Бейджики (листочки, булавки, фломастеры)
  • Доска
  • Ватман
  • Солнышко-игрушка
  • Стулья по количеству участников
  • Повязки
  • Тетрадь отзывов и предложений