Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.
Автор: Кравченко Татьяна Леонидовна
Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе в условиях ФГОС. «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи». И. Г. Песталоцци.Эти слова Песталоцци актуальны в современной школе.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения одним из ценностных ориентиров выступает «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации». Частные методы обучения и общая дидактика в рамках системы обучения призывают решать проблемы, которые связаны с развитием навыков обучающихся и умений саморазвития и самостоятельности. Это, в свою очередь, предполагает поиск и применение новых форм и методов. При этом групповая и парная работа выступают одним из компонентов реализации поставленных задач. Активизируя мыслительную деятельность, эти формы работа на уроках способствует более успешному усвоению нового материала, помогают наладить взаимоотношения со сверстниками. Являясь частью инновационного обучения, групповая и парная работа на уроках позволяет обучающимся самостоятельно добывать знания. В процессе работы обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, и это позитивно влияет на развитие коммуникативности, мышления, речи, интеллекта. . Процесс познания организуется членами группы самостоятельно и осуществляется на партнерской основе. Учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются перед началом работы.Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Работа в паре – это первая ступенька в групповой работе. Сначала во время работы я помогаю парам: обсуждаем удачи и неудачи в организации; говорю парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее, при этом соблюдая правила работы в паре и проговаривая выработанные критерии оценивания.Правила сотрудничества1. Говорим шепотом. Мы договариваемся о том, что и как мы будем делать, разделяя всю работу поровну.2. Каждый из нас, работая над своей частью задания, вносит вклад в общее дело.3. Мы вместе проверяем сделанное и обсуждаем, как сделать это лучше. 4. Мы помогаем друг другу в работе. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.5. Мы не смеёмся над ошибками товарища, а тактично исправляем, т. к. каждый имеет «право на ошибку». При работе в парах ученику приходиться более глубоко вникать в процесс объяснения, так как его сосед по парте ожидает от него ответа.Пары подбираю по принципу: «ученик-учитель». Туда включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. Стараюсь привлекать для этой работы хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая работа чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот, кого обучают, в данный момент получает уникальную возможность понять непонятное, а может быть и узнать новое. Когда учащиеся научились работать в паре, начинаю организацию групповой работы. Группы формирую первое время сама, а затем даю возможность это делать учащимся. Количество человек в группе может быть различным, но самое оптимальное 5-6 человек. Как объединять детей в группы? Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставлю в данный момент. Для организации групповой работы учителю необходимо тщательно отбирать задания, направлять деятельность группы, акцентируя внимание на самом главном в изучаемом материале. Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого разрабатываем правила совместной работы. Например, Правила групповой работы могут быть следующими: Говори спокойно, ясно и только по делу. Говори по очереди. Слушай своих собеседников. Убедись, что в разговоре участвует каждый. Обращайся к товарищу по имени. Уважай мнение каждого участника группыОднако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Но использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, а следовательно: -возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; -меняется характер взаимоотношений между детьми; - укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе, сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя; - растёт самокритичность, ребята точнее оценивают свои возможности; - учащиеся приобретают навыки коммуникабельности, необходимые для жизни в обществе;- умение строить своё поведение с учётом позиции других людей;- нет возможности спрятаться, задействованы все. Было бы ошибкой считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдет настоящая эффективная работа. Все этапы групповой работы требуют специального освоения. (Причем, не только со стороны детей, но и педагогов). Так как же формировать группы? Каждому учителю при организации групповой деятельности необходимо помнить следующее:- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить “продукт” совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу писал: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока, например,- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).Анализируя работу в парах и группах, можно сделать следующие выводы: коллективные виды работ делают урок более интересным, мотивируют учеников к учебному труду; активизируют мыслительную деятельность; способствуют формированию у детей: способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия; эффективно сотрудничать с окружающими.Используемая литература и ресурсы1. Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых. -М.,1985, с.119.2. Данилова Е.С. Использование интерактивных технологий обучения на уроках в начальной школе // В сборнике: Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. Отв. редактор и составитель Т.В. Пирязева. 2020. С. 33-37..