Обобщение знаний по теме "Имя существительное"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение знаний по теме "Имя существительное"
Автор: Гатиятуллина Ирина Борисовна

Тема: Обобщение знаний по теме «Имя существительное»Цели: обобщить и систематизировать знания детей об имени существительном как части речиПланируемые результаты: Предметные результаты: - распознавать имена существительные, как часть речи; определять число , род, склонение, падеж имён существительных;Получат возможность научиться: подбирать имена существительныеЛичностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; быть готовым признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; .Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; наблюдать и объяснять, как связаны между собой данные задания представленные в одной цепочке.Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.Формы:  индивидуальная, самостоятельная, работа в парах..Методы: словесный, проблемный, наглядный, практический.Оборудование:  мультимедийный проектор, иллюстрация о зиме, карточки, дома, слова, картинки, ,кораблики, тестовые задания.Ход урока: І. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
  • Добрый день, ребята! Пусть на улице такой мороз, но как ярко светит солнышко. И под этими лучами солнца начинаем урок русского языка.
  • Посмотрели друг на друга – и улыбнулись. Пожали руки друг дружке. Р., почувствовали тепло? Пусть это тепло укрепит ниточку дружбы между вами. Р., посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Улыбнулись гостям и тихо сели.1) Р. , я хочу узнать ваше настроение. Я вам раздам смайлики , вы поднимите тот, который подходит (соответствует) вашему настроению. Молодцы! Отлично! II. Актуализация.А теперь посмотрите на доску. Что видите? (дома, Слова)Эти слова надо распределить по домам и поставить вопросы.(Зеленый, идет, морозная, урожайный, шагать, копал, аккуратные)Теперь из первых букв каждого слова составим новое слово. Какое слово получилось? (Зимушка). Найдем хозяев этих домов. Ставим вопросы к этим словам.Р., скажите, в первый дом какие слова разместились? Эти слова на какие вопросы отвечают? (какой, какая, какие?) Что обозначают? (признак предмета) . Это имя прилагательное.Очень хорошо.Во второй дом какие слова? На какие вопросы отвечают? (что делает, что делать, что делал?) Что обозначают? (действие предмета). Это глагол.А в третий дом? какое слово? (Зимушка). Что обозначает? На какие вопросы отвечают?Значит, о чем мы будем говорить? Какая тема нашего урока? (Имя существительное). Какую цель поставим? (повторить все, что мы знаем об имени существительном).III. На доске картина о зиме.Р., Это какое время года? (Зима). Молодцы!Р., я вам раздам предложения. Вы должны найти, какие предложения подходят к этой картине? Работаем в паре. Как надо работать в парах?Правила работы в паре:
  • Говорим шепотом.
  • Работаем вместе.
  • Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
  • Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
  • А) В первый день осени дети идут в школу. Везде лежит белый пушистый снег. Природа просыпается после долгой зимы.Б) Осенью под ногами приятно шуршит опавшая листва. Голубое озеро покрылось льдом. Снег уже почти весь растаял.В) Осенью в лесу можно найти много грибов и ягод. Снег белым покрывалом укрыл землю. На деревьях набухают почки, пробивается весенняя трава.По очереди читают предложения о зиме. Только в предложениях о зиме найдите имена существительные. Поставьте к ним вопросы ,определите род им.существительных.Алгоритм определения рода имени существительного. 1. Ставлю имя существительное в начальную форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? что? 2. Заменяю имя существительное одним из слов: он, она, оно. 3. Делаю вывод: (он) – мужской род, (она) – женский род, (оно) – средний род. (Проверка. Делаем вывод- имена существительные могут быть мужского, женского и среднего родов )Молодцы!Этому времени года придумайте имена существительные. (Что? Зима, снег, мороз, буран, метель, санки, лыжи, коньки, шуба.Кто? Снегурочка, Дед Мороз, снегирь, синица.)А теперь все встали, подошли к окошку, посмотрели на улицу. Давайте попробуем составить предложение о зиме, о сегодняшней погоде, и запишите его в тетрадь. Записывают число, классная работа(Проверка)о очереди читают свои предложения.Кто у вас родился зимой? Какие месяцы относятся к зиме? Какой самый любимый праздник бывает зимой? (Новый год) самый веселый праздник.И поэтому, давайте мы с вами отдохнем, потанцуем.Физминутка.(Под музыку)Р., Посмотрите на доску, что видите на картинках? ( лыжи, коньки, сани)Для чего они нужны?(Чтобы зимой на них кататься, чтобы быть здоровыми, крепкими).Хорошо, молодцы!Теперь из каждой пары выходите по одному ученику, берете одну картинку и выполняете задание, которое там написано.Лыжи – поставить слова (Зима, снег, мороз, буран, метель, снегирь о мн.числе : Коньки- даны слова Дороги, белки, ёлочки, сосны, озёра, синицы – поставить слова в едисле.Р., делаем вывод: имена существительные изменяются по числам – ед. и мн. Число.Но в русском языке есть такие слова, которые стоят только во мн. числе: ножницы, лыжи , коньки, ворота, сани , и т.д.И есть, которые стоят только в ед. числе: молоко, сахар, мед, соль, и т.д.Молодцы, справились! Сани- Надо определить склонение существительных: Заяц, медведь, синица, снежинка, снег, ветер, вьюга, метель, солнце, небо.Вывод :Существительные в единственном числе распределяются по трем типам склонения. К1-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а,(-я), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а,(-я). Ко2-му склонению относятся сущ. Мужского рода с нулевым окончанием, а также сущ. Среднего рода с окончанием –о(-е). К 3-му склонению относятся сущ. Женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы.Хорошо, молодцы!Р., посмотрите на доску.(Там дано четверостишие)Белый снег пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложитсяР., найдите имена существительные, выделите окончание и определите падеж.Проверка. Молодцы! Значит, имена существительные изменяются по падежам. Сколько падежей в русском языке? Какие падежи?(вспоминают, называют)Работа по учебнику.Упр. 241, стр.127 (списать первое предложение, определить падеж у существительных с предлогом в)Проверка.Тест по теме имя существительное 1. Имя существительное - 1)обозначает признак предмета 2) обозначает предмет 3) обозначает действие предмета2.Какое слово лишнее? 1) солнце 2) радость 3)окно 3. В каком словосочетании оба имени существительных женского рода? 1)марка для письма 2) страница книги 3) компот из вишни4. Какое имя существительное первого склонения? 1) декабрь 2) дядя 3) стекло 5. Имена существительные какого падежа отвечают на вопросы кому? чему? 1) Р.п. 2) Д.п. 3) В.п.Проверка по доскеРефлексияКорабликР., если вам сегодняшний урок понравился, все задания выполнили правильно – то флаг кораблика закрасьте в красный цвет, когда выполняли задания вам было сложновато - то в желтый цвет, а если вам было очень сложно, нужна помощь учителя – то закрашивайте в зеленый цвет.Дом. работа – 3 варианта задания на выбор
  • Используя как можно больше имен существительных написать небольшой рассказ на тему «Зимний лес».
  • Сочинить сказку или стихотворение о зиме.
  • Написать названия произведений художников и писателей о зиме.
  • Оценки за урок. Итог урока. О чем мы повторили на сегодняшнем уроке?