Адаптированная программа по курсу: "Основы финансовой грамотности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная программа по курсу: "Основы финансовой грамотности"
Автор: Писановская Ирина Владимировна

Казенное общеобразовательное учреждениеХанты-Мансийского автономного округа - Югры"Сургутская школа с профессиональной подготовкойдля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"Адаптированная программа по курсу «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов Составитель: Писановская И.В.г. СургутПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААдаптированная программа по курсу «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов составлена Писановской И.В. и разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);- Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, предложенной Министерством финансов РФ совместно с Банком России, и является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5 – 9 классы.Определение понятия финансовой грамотности полно и целостно представлено в материалах международного сравнительного исследования PISA: «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни». Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Актуальность программы по курсу «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед умственно отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями) задачи, к решению которых они не всегда готовы в виду особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.Актуальность обучения школьников, а особенно с нарушением интеллекта, финансовой грамоте возрастает в связи с низкой осведомленностью детей и подростков в финансовых вопросах. Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности необходимо реализовывать в образовательном учреждении.В современных условиях финансовая грамотность становится необходимым элементом общей культуры современного молодого человека. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность. Поэтому повышение уровня финансовой грамотности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) это ключ к финансовому благополучию, овладение навыками адаптации и залог начала самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.Финансовая грамотность важна не только и не столько как общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это приносит выгоду каждому из нас – позволяет защититься от рисков, рассчитать, какой кредит будет нам по карману, накопить на машину, квартиру, пенсию, образование детей. Это вопросы нельзя полностью перепоручить специалистам: банкирам, финансовым консультантам и посредникам. Во-первых, знание финансов необходимо для того, чтобы сформулировать свои потребности и поставить финансовым специалистам задачу. Во-вторых, для того чтобы выбрать финансовых посредников и оценить качество их услуг, надо хорошо понимать, чем именно они занимаются. Именно на изучение этих вопросов и направлена данная программа. При составлении Адаптированной программы учитывались возрастные и психофизические особенности обучающихся. Содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания: принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач; принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т.д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; принцип сотрудничества с семьей для формирования общего воспитательного «поля» для обучающихся, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов.Реализация программы поможет обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) более детально познакомиться:* с историей возникновения денег;* о том, откуда берутся деньги;* как взаимосвязаны счастье и финансовое благополучие человека;* как зарабатываются деньги и что для этого нужно;* как, где и на что расходуются деньги;* почему важно правильно планировать свои расходы;* в чём заключаются расчётные отношения (цены, тарифы, скидки и бонусы);* что такое личное финансовое планирование;* как организован семейный бюджет и какие права есть у каждого на планирование такого бюджета и контроль расходования денег;* в чём заключается особенность пенсий;* что такое банки и какие возможности для граждан они предоставляют;* что такое банковская карточка и в чём отличие расчётных от кредитных карт;* как грамотно выбрать простые финансовые инструменты и их использовать;* какие основные типы финансовых и страховых услуг существуют и как грамотно их сравнивать;* как, кому и на каких условиях предоставляются кредиты;* как и когда платить налоги;* куда и к кому обращаться, если тебя обманули при расчётах за товары и услуги;* каковы права потребителя в финансовой сфере.Программа адаптирована к запросам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) материально-техническим и учебно-методическим условиям школы.Цели и задачи предметаОсновной целью обучения предмету «Основы финансовой грамотности» является создание условий для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостных представлений об экономических отношениях в социуме и финансового опыта для решения элементарных вопросов в области экономики семьи в соответствии с их психофизическими возможностями.Задачи:Формировать у обучающихся основы экономического мышления, которое включает в себя первичную ориентировку в «финансовом пространстве» и применение экономических знаний в повседневной жизни.Развивать навыки экономического поведения через вовлечение обучающихся в практическую деятельность.Воспитывать умение оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и полноправного гражданина Российской Федерации.Общая характеристика программы.Данная программа реализуется в рамках федерального компонента, через уроки по предмету «Основы финансовой грамотности»:5 класс – 34 часа в год (1 час в неделю)6 класс – 34 часа в год (1 час в неделю)7 класс – 34 часа в год (1 час в неделю)8 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю)9 класс – 34 часа в год (1 час в неделю).Освоение содержания данной программы опирается на межпредметные связи с предметами: «Математика», «Чтение», «История», «Социально-бытовая ориентировка» и «Трудовое обучение». Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задания и задачи практической направленности, игры, мини-исследования и творческие работы. В процессе занятий у обучающихся формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.Характеристика учебного процессаОсновной формой обучения данного курса является урок, принцип коррекционной направленности является ведущим. При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных технологий: здоровьесберегающих технологий (конторки доктора Базарного), информационно-коммуникативных технологий, игровых технологий, технология уровневой дифференциации, технология развивающего обучения.При изучении данного курса используются словесные (объяснение, беседа), наглядные методы (демонстрация, метод иллюстраций, работа с книгой) и практические методы (тренировочные упражнения, работа в рабочих тетрадях, самостоятельная творческая работа, игра).Домашнее задание составляет 1/3 от работы в классе.В дни карантина и актированные дни рабочая программа реализуется в полном объеме, используя дистанционную форму обучения.В случае неблагоприятной эпидемиологической ситуации предусмотрена реализация программы с применением дистанционных образовательных технологий.Для реализации данной программы имеются необходимые условия: оборудованный учебный кабинет, иллюстрированный и дидактический материал, предметные и сюжетные иллюстрации, коллекция компьютерных презентаций по курсу «Основы финансовой грамотности», моноблок iMac, мультимедийная доска, проектор BENG.Система оценивания результатов освоения программы обучающимися Результаты овладения программы по курсу «Основы финансовой грамотности» выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:* по способу предъявления (устные, письменные, практические); * по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как: «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:«удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающихся, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.Тематическое планированиепо курсу: «Основы финансовой грамотности»5 классТематическое планированиепо курсу: «Основы финансовой грамотности»6 классТематическое планированиепо курсу: «Основы финансовой грамотности»7 классТематическое планированиепо курсу: «Основы финансовой грамотности»8 классТематическое планированиепо курсу: «Основы финансовой грамотности»9 класс