Использование различных видов театральных представлений для улучшения работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование различных видов театральных представлений для улучшения работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Автор: Серикова Анна Андреевна
Использование различных видов театральных представлений для улучшения работы с детьми с особыми образовательными потребностями.Театрализованные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) основываются на принципах развивающего обучения. Методология и структура этих мероприятий базируются на законах развития детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется созданию психологически комфортной среды, которая предусматривает: 1) Устранение факторов, вызывающих стресс. 2) Создание атмосферы непринужденности, способствующей развитию духовного потенциала и творческой активности. 3) Развитие мотивации: а) Игровые и учебные занятия не должны проводиться под принуждением. б) Внутренние, личностные побуждения должны быть приоритетнее внешних, ситуативных мотивов, основанных на авторитете взрослого. в) Внутренние мотивы должны обязательно включать стремление к успеху, прогрессу («У тебя получится, старайся, все будет хорошо…»).Содержание занятий, связанных с театрализованной деятельностью, тесно переплетается с тематикой непосредственно организованной образовательной деятельности по различным направлениям развития детей в группе. Таким образом, театрализованная деятельность выступает как неотъемлемый компонент образовательного процесса в ДОУ.Содержание театрализованных занятий включает:Просмотр театральных постановок с последующим обсуждением.Подготовку и обыгрывание различных сказок и инсценировок.Упражнения, направленные на формирование выразительности исполнения (как вербальной, так и невербальной).Упражнения, способствующие социально-эмоциональному развитию детей.Игры-драматизации.При организации театрализованной деятельности необходимо учитывать следующие основополагающие принципы:Разнообразие содержания, тем и методов работы.Повседневное включение театральных игр во все формы организации педагогического процесса.Максимальное вовлечение детей на всех этапах подготовки и проведения игр.Взаимодействие детей друг с другом и с взрослыми.Компетентность и заинтересованность педагогического состава. Все игры и упражнения сочетают в себе движения, речь, мимику и пантомиму в различных комбинациях.Занятия театральной деятельностью стимулируют развитие и совершенствование речи детей. В процессе театральных игр оттачиваются навыки правильной и выразительной речи, а также уверенного общения в коллективе. Именно поэтому было принято решение об использовании театрализованной деятельности в работе с детьми с ОВЗ для оптимизации образовательного процесса.Цель: Создание благоприятных условий для исправления речевых дефектов у детей и развития их мотивации к преодолению этих недостатков.Задачи:Развитие коммуникативной функции речи у детей и коррекция имеющихся нарушений.Развитие эмоционально насыщенной связной речи.Раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка.Развитие психических процессов и личностных качеств у детей.Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия.Реализация творческих способностей и духовных потребностей ребенка, раскрепощение и повышение самооценки.Формирование у детей представлений о социокультурных ценностях семьи и общества.Направления работы:I. Создание так называемой театральной среды: Организация центра «Сказочный мир театра», включающего уголок для переодевания, уголки для пальчикового и кукольного театра, а также многофункциональную ширму.II. Взаимодействие с театрами. Сотрудничество с социальными институтами – эффективный способ социализации детей с ОВЗ. Театральные студии «Аленький цветочек» и «Десятое королевство» при поддержке Министерства Саратовской области, а также библиотеки активно участвуют в образовательном процессе ДОУ, группы. «Сказочный карнавал» - это опыт публичных выступлений воспитанников.III. Непосредственно театрализованная деятельность в группе. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, в частности, речевые дефекты, в работе с ними применяются разнообразные формы театральных представлений.«Пальчиковый театр» открывает широкие возможности для работы над артикуляцией, звуками и дыханием, способствует координации речи и движений. Речь становится более эмоциональной, активно развивается её просодическая сторона. Ребенок учится вести монологи и диалоги, решая при этом эстетические и воспитательные задачи.«Театр одной куклы» – это импровизированный диалог ребенка с куклой. Такой формат часто помогает ребенку справляться с трудными жизненными ситуациями, способствует эмоциональной разгрузке и предоставляет педагогам информацию о внутреннем мире ребенка.«Театрализованные этюды», например, «Я сегодня ягода-малина (гриб, мухомор)» позволяют ребенку выразить свое настроение, отношение к проблеме и просто высказаться. Они помогают детям ощутить легкость и радость от общения со сверстниками и взрослыми, а также быть готовыми к импровизации и творчеству.«Плоскостной театр» (настольный) чаще всего используется детьми в самостоятельных играх. Разыгрываются знакомые сказки. Дети, используя персонажей, передают свое настроение и часто, на примере знакомых историй и героев, придумывают собственные сюжеты или новые концовки для сказок. Развивается спонтанная речь на основе речевых клише.«Кукольный театр». Ребенок управляет куклами, двигаясь сам. Речь координируется с движениями, и ребенок контролирует себя, соблюдая порядок произношения текста.«Театр своими руками». Для закрепления лексических тем на занятиях по изобразительной деятельности создаются объемные фигуры изучаемых объектов: животных, птиц, рыб, насекомых и т.д., формируя «Театр своими руками». Участвуя в театральных постановках с этими персонажами, дети с легкостью запоминают их названия, характерные особенности, среду обитания и т.д. Быстро пополняется словарный запас, закрепляются и расширяются знания об окружающем мире.«Театр масок». Надев маску, ребенок перевоплощается в выбранного персонажа, импровизируя, подражая его повадкам, характеру и особенностям речи.И, наконец, «Сценический театр, драматизация» – самый интересный, но и самый сложный для детей вид театральной деятельности, где ребенок полностью реализует заданный образ.В процессе работы тексты спектаклей корректируются в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда: слова заменяются, добавляются или исключаются с учетом возможностей конкретного ребенка.Как правило, все дети стремятся участвовать в спектакле, что является мощным стимулирующим фактором. Роли распределяются между всеми детьми, включая как положительных, так и отрицательных персонажей, что способствует полноценному и всестороннему восприятию инсценируемого произведения и окружающего мира в целом.IV. Проект. Родители – главные союзники в этой работе. Они активно вовлекаются в данный вид деятельности. Одним из направлений работы стал проект «Сказочный мир театра», который призван решать следующие задачи:Привлечение внимания родителей к проблеме социализации детей с ОВЗ.Поддержка инициативы детей и родителей в творческой деятельности.Художественно-эстетическое развитие детей в совместной театрализованной деятельности с родителями, создание единого культурно-образовательного пространства «Детский сад – семья».Внесение разнообразия в семейные традиции воспитания детей посредством творческой деятельности.В рамках этого проекта используются разнообразные формы работы: Игры-драматизации по мотивам русских народных сказок (совместное творчество с родителями); обыгрывание этюдов, потешек и сказок с использованием различных видов театров; фотоотчет «Театральные выходные»; театрализованное представление с участием родителей «Чудеса у елочки». Родители с удовольствием участвуют в импровизированном шоу «Все профессии хороши. Выбирай на вкус!» с использованием кукол варежкового театра.Таким образом, совместная театрализованная деятельность со сверстниками и взрослыми оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений в коммуникативной сфере. Внутри коллектива ребенок проявляет индивидуальные личностные особенности, что способствует формированию его внутреннего мира и преодолению коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в детском саду привлекательна тем, что создает атмосферу праздника, поднимает настроение, позволяет детям проявлять инициативу и способствует формированию чувства взаимопонимания, взаимопомощи, а также умения жить и творить в коллективе. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.