«Познаём мир, играя»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Познаём мир, играя»
Автор: Фролова Ольга Валентиновна
4. Количество и результативностьобучающихся в подготовке творческих работ.Творческие проекты и исследовательские работы выполнены обучающимися под руководством Фроловой О.В. за 2018-2022 учебный год.Проектная деятельность обучающихся – одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Ольга Валентиновна активно использует метод проектной деятельности на своих уроках и во внеурочной работе. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной. Учитель, используя проектный метод, предоставляет обучающимся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к решению задачи и способствует творческому развитию личности.Обучающиеся под руководством Фроловой О.В. были выполнены следующие работы:Фролова О.В. на протяжении четырех лет ведет работу с обучающимися по проектной и исследовательской деятельности. Ее обучающиеся участвуют в различных проектах как в школе, так и вне ее. Такая работа направлена на разностороннее развитие личности каждого, что позвонят достичь высокой мотивации у обучающихся в обучении. И.о. директор школы-интерната С.Н. ШныпкоПАСПОРТ ПРОЕКТА по сенсорному развитию «Познаём мир, играя»Тип проекта: познавательно –игровойПо количеству участников: 5 человекПродолжительность: 2023-2024 учебный годУчастники проекта: учитель, воспитатели, обучающиеся, родителиПланируемые результаты:Для обучающихся:Обучающиеся успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).Для педагогов:Конспекты занятий.Сценарии досугов.Изготовление дидактических игр и пособий.Консультации для родителей и педагогов.Для родителей:Родители - заинтересованные и активные участники в сенсорном развитии детейАктуальность проекта. Я считаю, что этот проект актуален , так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации. Для обучающихся с ОВЗ очень важно развивать сенсорное восприятие для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития;упорядочивает хаотичные представления обучающегося, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство;является основой для развития воображения;развивает внимание;дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;влияет на расширение словарного запаса ребенка;влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Сенсорное воспитание прежде всего играет огромную роль в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой. Огромную роль в развитие сенсорных способностей отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование познавательно - сенсорной активности обучающихся через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию. Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи: 1. Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей; 2. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды; 3. Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр; 4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами; 5. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; 6. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков; 7. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества школы-интерната и семьи в вопросах сенсорного развития обучающихся. Презентация проекта: Выставка игр и пособий на развитие сенсорных навыков.ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.Этапы реализации проекта:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПИзучение литературы для постановки проблемы и актуальности;Анкетирование педагогов «Выявление готовности педагогов к сенсорному воспитанию детей»;Диагностика сенсорного развития обучающихся в классе;Анкетирование родителей;Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.ОСНОВНОЙ ЭТАПРабота с обучающимися:Социально-коммуникативное развитиеИгра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный… )» учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.«Разноцветные клубочки» развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.Развитие ориентировки в частях собственного тела: игра «Водичка- водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»…Познавательное развитиеСовместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Экспериментирование «Окраска воды» и т.д.Дидактические игрыДля зрительного восприятияЦвет:«Подбери такой же по цвету».Учить находить мячи определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение),развивать внимание,закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный.Игра «Оденем кукол» Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.Игра «Разноцветные шары»…Форма:Д/и «Что бывает такой формы» Закрепление знания и названийгеометрических фигур.Д/ и «Что катится?» Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.Д/и «Геометрическое лото» Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.Д/и «Круг, квадрат» …Величина: Д/и «Пирамидка» Формирование понятий большой-маленький.Д/и «Матрешка» Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.Д/и «Большой – маленький » Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.Д/и «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру.Д/и «Угости зайчика» …Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух):«Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т.д.Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактическая черепаха, Дидактическая игра «Полянка», «Весёлые зайчата», «Собери дорожку», «Собери бусы». Игры с бизибордом.Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.Мозаика: настольная и напольная.Игры с прищепкамиИгры с блоками Дьенеша.Настольно-печатные дидактические игры.Речевое развитиеРассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя».Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»…«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;Г.Балл "Желтячок" и т.д.Художественно-эстетическое развитиеМузыкально – дидактические игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки».Игра «Гром и дождик» Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.Игра «Украсим ковер для бабушки» Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями (линиями); закреплять представления о форме.Игра "Укрась варежки" Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.Рисование «Разноцветные колёса». Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.Рисование разноцветных дорожекРисование красками на тему «Листочки деревьев»Рисование «Цветные мячики» Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.Рисование «Светит солнышко». Учить сочетать округлую форму с прямыми линиями.Рисование «Травка зелёная». Учить рисовать короткие прямые отрывистые линии, закреплять знание зелёного цвета.Рисование красками на тему «Апельсин»Лепка «Бусы» Учить скатывать пластилин в шарик, закреплять знание основных цветов.Лепка «Палочки» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями.Лепка «Шарики» Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями.Лепка «Мандарины». Продолжать учить лепить предметы круглой формы.и т.д.Физическое развитиеПодвижная игра «Листопад» Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям.Подвижная игра «Поедем в лес» Уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.Подвижная игра «Снег кружится» Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.Подвижная игра «Ладушки оладушки». Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счёт: «Раз-два».Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Упражнять, детей в выполнении движений; учить счёту.Подвижная игра «Солнечные зайчики». Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.Подвижная игра «Найди свой домик» и т.д.Работа с родителями:Консультации для родителей: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей», «Игры, развивающие познавательную активность детей», «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности».Беседы о роли развивающих игр Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками.Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Анализ результатов проекта:В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и мастер класс по изготовлению дидактических игр.Приложение Панно «Времена года» Игры с прищепками Дидактическая игра «Гусеница» Дидактическая игра «Укрась мышке хвостик».Панно для развития мелкой моторики Сенсорная дорожка Игра «Радуга»