«Познаём мир, играя»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Познаём мир, играя»
Автор: Фролова Ольга Валентиновна

4. Количество и результативностьобучающихся в подготовке творческих работ.Творческие проекты и исследовательские работы выполнены обучающимися под руководством Фроловой О.В. за 2018-2022 учебный год.Проектная деятельность обучающихся – одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Ольга Валентиновна активно использует метод проектной деятельности на своих уроках и во внеурочной работе. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной. Учитель, используя проектный метод, предоставляет обучающимся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к решению задачи и способствует творческому развитию личности.Обучающиеся под руководством Фроловой О.В. были выполнены следующие работы:Фролова О.В. на протяжении четырех лет ведет работу с обучающимися по проектной и исследовательской деятельности. Ее обучающиеся участвуют в различных проектах как в школе, так и вне ее. Такая работа направлена на разностороннее развитие личности каждого, что позвонят достичь высокой мотивации у обучающихся в обучении. И.о. директор школы-интерната С.Н. ШныпкоПАСПОРТ ПРОЕКТА по сенсорному развитию «Познаём мир, играя»Тип проекта: познавательно –игровойПо количеству участников:  5 человекПродолжительность: 2023-2024 учебный годУчастники проекта: учитель, воспитатели, обучающиеся, родителиПланируемые результаты:Для обучающихся:Обучающиеся успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).Для педагогов:Конспекты занятий.Сценарии досугов.Изготовление дидактических игр и пособий.Консультации для родителей и педагогов.Для родителей:Родители - заинтересованные и активные участники в сенсорном развитии детейАктуальность проекта. Я считаю, что этот проект актуален , так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации. Для обучающихся с ОВЗ очень важно развивать сенсорное восприятие для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления обучающегося, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
  • Сенсорное воспитание прежде всего играет огромную роль в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой. Огромную роль в развитие сенсорных способностей отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование познавательно - сенсорной активности обучающихся через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию. Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи: 1. Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей; 2. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды; 3. Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр; 4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами; 5. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; 6. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков; 7. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества школы-интерната и семьи в вопросах сенсорного развития обучающихся. Презентация проекта: Выставка игр и пособий на развитие сенсорных навыков.ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:  речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.Этапы реализации проекта:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
  • Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;
  • Анкетирование педагогов «Выявление готовности педагогов к сенсорному воспитанию детей»;
  • Диагностика сенсорного развития обучающихся в классе;
  • Анкетирование родителей;
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
  • ОСНОВНОЙ ЭТАПРабота с обучающимися:Социально-коммуникативное развитие
  • Игра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный… )» учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.
  • «Разноцветные клубочки» развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
  • Развитие ориентировки в частях собственного тела: игра «Водичка- водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»…
  • Познавательное развитиеСовместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Экспериментирование «Окраска воды» и т.д.Дидактические игрыДля зрительного восприятияЦвет:
  • «Подбери такой же по цвету».
  • Учить находить мячи определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение),развивать внимание,
  • закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный.
  • Игра «Оденем кукол» Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
  • Игра «Разноцветные шары»…
  • Форма:
  • Д/и «Что бывает такой формы» Закрепление знания и названий
  • геометрических фигур.
  • Д/ и «Что катится?» Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
  • Д/и «Геометрическое лото» Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
  • Д/и «Круг, квадрат» …
  • Величина: Д/и «Пирамидка» Формирование понятий большой-маленький.
  • Д/и «Матрешка» Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
  • Д/и «Большой – маленький » Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
  • Д/и «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
  • Д/и «Угости зайчика» …
  • Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух):
  • «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т.д.
  • Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактическая черепаха, Дидактическая игра «Полянка», «Весёлые зайчата», «Собери дорожку», «Собери бусы». Игры с бизибордом.
  • Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  • Мозаика: настольная и напольная.
  • Игры с прищепками
  • Игры с блоками Дьенеша.
  • Настольно-печатные дидактические игры.
  • Речевое развитие
  • Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
  • Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя».
  • Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»…
  • «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
  • Г.Балл "Желтячок" и т.д.
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Музыкально – дидактические игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки».
  • Игра «Гром и дождик» Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.
  • Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
  • Игра «Украсим ковер для бабушки» Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями (линиями); закреплять представления о форме.
  • Игра "Укрась варежки" Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.
  • Рисование «Разноцветные колёса». Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
  • Рисование разноцветных дорожек
  • Рисование красками на тему «Листочки деревьев»
  • Рисование «Цветные мячики» Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
  • Рисование «Светит солнышко». Учить сочетать округлую форму с прямыми линиями.
  • Рисование «Травка зелёная». Учить рисовать короткие прямые отрывистые линии, закреплять знание зелёного цвета.
  • Рисование красками на тему «Апельсин»
  • Лепка «Бусы» Учить скатывать пластилин в шарик, закреплять знание основных цветов.
  • Лепка «Палочки» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями.
  • Лепка «Шарики» Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями.
  • Лепка «Мандарины». Продолжать учить лепить предметы круглой формы.
  • и т.д.
  • Физическое развитие
  • Подвижная игра «Листопад» Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям.
  • Подвижная игра «Поедем в лес» Уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.
  • Подвижная игра «Снег кружится» Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
  • Подвижная игра «Ладушки оладушки». Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счёт: «Раз-два».
  • Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Упражнять, детей в выполнении движений; учить счёту.
  • Подвижная игра «Солнечные зайчики». Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
  • Подвижная игра «Найди свой домик» и т.д.
  • Работа с родителями:
  • Консультации для родителей: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей», «Игры, развивающие познавательную активность детей», «Развитие мелкой моторики рук через разные виды деятельности».
  • Беседы о роли развивающих игр
  • Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  • Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками.
  • Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Анализ результатов проекта:В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и мастер класс по изготовлению дидактических игр.Приложение Панно «Времена года» Игры с прищепками Дидактическая игра «Гусеница» Дидактическая игра «Укрась мышке хвостик».Панно для развития мелкой моторики Сенсорная дорожка Игра «Радуга»