«Развитие воображения и фантазии на занятии по рисованию»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие воображения и фантазии на занятии по рисованию»
Автор: Коннова Ирина Михайловна

Статья педагога дополнительного образования МАУДО «ЦВР «Подросток»Конновой Ирины Михайловны«Развитие воображения и фантазии на занятии по рисованию»Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (вчатлений, представлений, знаний, реживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения. Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента, и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков и развитие творческого воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей. Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка.Предлагаю упражнения по развитию воображения, оригинальности мышления и индивидуальности каждого ребенка. Они могут предлагаться как часть занятия и как отдельные уроки.1.Упражнения на нахождение изображения в пятнах.а) Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.б) Гуашь накладывается на бумагу пятном. Добавив линии, превратить красочное пятно в изображение животного, птицы, насекомого. Задания, позволяющие потренировать у ребенка процесс воображения в комплексе с мышлением.2. Упражнения: «Геометрические фигуры в создании различных образов» (человек, животное, город и т.д.)а) Составление изображений объектов.Нарисовать заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.Объекты для рисовании: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость.Каждую из фигур можно использовать многократно. Менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.б) « Неоконченный рисунок».Ребенку предлагается целый ряд кружков. Его задача - из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл.Кружки можно заменить квадратами, овалами.3. Упражнение «Фантастический образ».Изобразить чудо - зверя.Используется для тренировки творческого мышления и фантазии для любого возраста.а) Это задание можно провести в виде групповой игры.Первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок. Точно также поступает третий и т.д.б) Можно выполнить данное задание индивидуально.Ребенку предлагаются элементы реалистичных изображений животных, его задача – построить из них фантастический образ животного.4. Упражнение «Три краски»Задание: взять три краски наиболее подходящие друг другу (по мнению ребенка) и заполнить ими весь лист.Придумать как можно больше названий к рисунку.Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Используя богатство эмоциональных состояний, можно успешно развивать его воображение.5.Упражнения «Войди в образ».а) «Полет в космос»б) «Танец настроения»в) «Волшебное пианино».Представьте, что вы – музыкальный инструмент, пианино. Когда композитор начнет играть музыкальное произведение (а им может быть любая характерная мелодия или песня, которая вам нравится), музыка зазвучит у вас в душе. Попробуйте с помощью красок передать ваше настроение, чувства, вызванные звучащей музыкой.6. Стилизация природных форм (переработка в декоративные формы)Задание: реалистичное изображение дерева превратить в сказочное. (Линейное изображение).7. Упражнения «Сказочные изображения с помощью «трафарета» - руки».а) Изображение птицыб) Изображение дереваВ выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, кистью, пером; использование монотипии, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами.Каждое из упражнений - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. С добавление нетрадиционных техник рисования занятия изодеятельностью станут более интересными и привлекательными для детей, что поможет больше заинтересовать их и активнее включить в процесс сознания различных образов и картин, в процессе чего у детей будет развиваться воображение.