"Сложное предложение"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сложное предложение"
Автор: Щеглова Анна Александровна

Тема урока. Сложное предложениеЦели: расширить представление о СП как синтаксической единице, формировать знания о союзных и бессоюзных конструкциях и о делении союзных предложений на сложносочиненные и сложноподчиненныеЗадачи:- актуализировать знания о СП, подготовить к восприятию новых сведений по данной теме;- сформировать умения различать СП по типу связи; - познакомить с общими принципами построения схем СП;- развивать навыки правильного использования СП в речи.Ход урока
  • Оргмомент
  • ПриветствиеНа экране сл/соч (слайд 1)Составьте из данных слов сл/соч (заменяя, если нужно, форму зависимого слова). Определите тип сл/соч и вид связи. Где возможно, измените тип сл/соч и/или вид связи.Золотые россыпи, роскошь увядания, успокоившиеся деревья, хмурые дни, машет прощально, буйство красок, цветущие хризантемы, затишье перед зимой, сложное предложение, дуновение осени, таинственно шуршит(Учащиеся работают самостоятельно, потом взаимопроверка, выставление баллов)Проверьте правильность выполнения задания. (слайд 2)Золотые россыпи (именное, согласование) – россыпь золота (именное, управление); роскошь увядания (именное, управление), успокоившиеся деревья (именное, согласование), хмурые дни (именное, согласование), машет прощально (глагольное, примыкание), буйство красок (именное, согласование), цветущие хризантемы (именное, согласование) – хризантемы в цветах (именное, управление), затишье перед зимой (именное, управление) – зимнее затишье(именное, согласование); сложное предложение(именное, согласование); дуновение осени(именное, управление) – осеннее дуновение (именное, согласование); таинственно шуршит (глагольное, примыкание)- К какой теме можно отнести наши словосочетания? (тема осени)- Все сл/соч подходят к теме осени? (нет)- Какое лишнее? (сложное предложение)- О каком разделе науки о языке оно говорит нам? (о синтаксисе)- А что ещё обозначает слово «синтаксис»? (синтаксический строй языка, т.е. средства и правила соединения слов и форм слов в сл/соч и предложения, предложений в СП и более крупные синтаксические единицы)- Какие синтаксические единицы уже хорошо изучены? (сл/соч и ПП)- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (СП)- Попробуйте сформулировать цели урока. (Закрепить умение отличать простые предложения от сложных; знать особенности сложных предложений; уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях)А теперь обратимся непосредственно к теме нашего урока.Этап освоения нового знания с применением ТРКМ.Берем рабочий лист №1Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны. Прокомментируйте ответ. Объединившись в пары, проработайте его таким образом:-отметьте знаком «+» то, что знали, знаком «-»   то, что было новым, но понятным, знаком «V» то, что непонятно и требует более детального объяснения;Чтение теории (учебник стр. 24 – 25)- Составим кластер по сложному предложению. (Кластер (переводится гроздь, пучок) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным наши мыслительные процессы)Берем рабочий лист №2. С помощью кластера охарактеризуем СП. Можете работать в парах, время – 1 минута.Сложные предложение Союзные предложения Бессоюзные предложения Средства связи: Средства связи: 1) Союзы или союзные слова Интонация 2) Интонация ССП СППСредства связи: Средства связи: 1) Союзы или союзные слова 1)Союзы или союзные слова 2) Интонация 2) ИнтонацияЭтап закрепления знания. Лист №3. Перед вами предложения. Ваша задача – определить вид предложения. Каков алгоритм определения вида сложного предложения?1.Прочти с правильной интонацией.2.Выдели грамматическую основу (основы).3.Обрати внимание на средство связи.            А. Союзов нет – бессоюзное.            Б.  Союз сочинительный - ССП.            В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.- Вспомним, какие союзы – сочинительные, а какие – подчинительныеРабочий лист №3Выпишите только союзы в соответствующие столбики таблицы.И, а, или, так что, кто-то, тогда, потому что, оттого что, зато, однако, чтобы, из-за, как, либо, но, да, поэтому, будто, как будто, так что, если, хотя, в течение, потому что.Проверим: - Какими частями речи являются не вошедшие в таблицу слова?Кто-то – неопределенное местоимение, из-за – непроизводный предлог, в течение – производный предлог
  • Уж небо осенью дышалоУж реже солнышко блистало
  • Я никогда не слышал как шуршат падающие листья.
  • Осень на дворе, а осенью человек, как все звери, будто уходит в себя.
  • Между прочим, цветы у осени более пестрые и светящиеся, чем у лета, и умирают они раньше...
  • Осень — последняя, самая восхитительная улыбка года
  • - Чем сложное предложение отличается от простого? (более 1 грамматической основы)Физкультминутка.Определяем синтаксические единицы: ПП – поднимаем правую руку, СП союзное – левую, БСП – хлопок"Осень приближается как неумолимое войско.Прикосновеньем осень осенит всё то, что было неприкосновенно".Лес молчал, лишь чуть-чуть играли золотые листья березы, купаясь в блестках солнца.Палая листва плыла по канаве, как порванное в клочки письмо, в котором лето объясняло, почему оно убежало к другому полушарию".А теперь будем конструкторами. Выполнение упр. 34Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал урока, проверим свои знания с помощью небольшого теста.Сколько грамматических основ в сложном предложении?А) одна       Б) две    В) две и болееКак связаны между собой части в сложном предложении?А) по смыслуБ) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?              А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение              Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложениемХарактеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?А) да     Б)нетМогут ли сложные предложения быть восклицательными?А) да     Б)нетВерно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?А) да     Б)нетКакой может быть союзная связь между частями сложного предложения?А) главнойБ) придаточной            В) сочинительной и подчинительнойДля какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?А) равноправное отношение характеризует подчинительную связьБ) равноправное отношение характеризует сочинительную связьДля какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?             А) неравноправное отношение характеризует подчинительную связь             Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь       10.  Определите вид сложного предложения   Мы хорошо работаем на уроке, потому что           хотим разобраться в новой теме.      А) сложносочиненное      Б) сложноподчиненное      В) бессоюзное10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.7 и менее – необходимо выполнить дополнительное задание в домашней работе.Ответы:1.В        6.Б2.Б        7.В3.Б        8.Б4.А        9.А5.А        10.БРефлексия.Домашнее задание.