«Организация и подготовка учителями-предметниками ГВЭ-11»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация и подготовка учителями-предметниками ГВЭ-11»
Автор: Токарев Юрий Павлович
Планерное совещание:«Методическое сопровождение по организации работы учителей-предметников в рамках подготовки к ГВЭ-11»Учитель математики Ю.П. Токаревг. Норильск 2024 г.ВВЕДЕНИЕСерьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией независимой системы оценки качества образования, реализацией Федеральных государственных стандартов оказывают ощутимое влияние на особенности методической подготовки современного учителя. Это проявляется в концепциях новых типов учебников и учебных пособий, разработке и внедрении инновационных педагогических технологий, инновационных методик, направленных на повышение качества образования при подготовке и сдаче ГВЭ-11.Организация научно-методического сопровождения педагога к ЕГЭ - основа повышения качества образования в образовательном учрежденииОсновные направления методического сопровождения педагогаВажным условием успешной подготовки учителя к ГВЭ-11 является знание им нормативно-правовых документов, регламентирующих проведение ГИА:1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»; 3. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205); Кроме этого, необходимо знание учителем-предметником утвержденных документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) ГВЭ-11 по учебным предметам.Из спецификаций можно узнать, какова структура и содержание КИМ (как распределены задания по объектам проверки и уровню сложности), система оценивания работы, условия проведения экзамена.Демонстрационные варианты представляют собой образцы КИМ ГВЭ-11, составленные в соответствии со спецификацией. ГВЭ-11 - это не только основная форма итоговой аттестации обучающихся, но это также одна из форм оценивания качества профессиональной деятельности педагога. Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики продемонстрировали на экзамене как можно более высокий уровень предметной подготовки. На наш взгляд, на первом месте стоит предметная, или содержательная готовность учителя. Работа в 11-12 классах требует от учителя-предметника высокой квалификации, отличного знания своего предмета и умения транслировать свой опыт учащимся, чтобы суметь подготовить их к успешной сдаче ГВЭ. Таким образом, для подготовки обучающихся к итоговой аттестации и успешной сдачи ГВЭ необходимы следующие условия:1.Информационная готовность учителей2.Предметная (содержательная) готовность3.Психологическая готовность Следовательно, направлениями методического сопровождения педагога при подготовке к ГВЭ должны стать учебно-методическая, информационно-методическая и организационно-методическая деятельность.Учебно-методическая деятельностьМетодическое сопровождение ГВЭ осуществляется на основе подробного анализа итогов ГВЭ за прошлый год с выявлением недостатков, определением проблемных вопросов и путей их решения. Проанализировав полученные результаты, учителя-предметники продумывают пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к аттестации в текущем году.2. Информационно-методическая деятельностьИзучение нормативно-правовых документов различных уровней по организации и проведению ГВЭ.Анализ методических рекомендации по итогам ГВЭ в прошлом году и по подготовке в текущем году на заседаниях МС Проведение педагогических и методических советов по сопровождению ГВЭ.Организация консультаций (адресная помощь учителям, испытывающим трудности при подготовке к ГВЭ) 3.Организационно-методическая деятельность Обобщение и распространение эффективного опыта учителей по подготовке к экзамену в форме творческих мастерских, мастер-классов, открытых уроков. Распространение опыта использования информационно-коммуникативных технологий в вопросах подготовки к ГВЭ; внедрение компьютерных средств обучения: электронных учебников, информационных сайтов, цифровых образовательных ресурсов. Обмен опытом, анализ типичных ошибок, допущенных выпускниками в ходе ГВЭ, разработка контрольно-измерительных материалов различных видов для осуществления промежуточного итогового контроля.Алгоритм подготовки к ГВЭДля успешной подготовки обучающихся к итоговой аттестации учителю любой учебной дисциплины можно рекомендовать реализовывать следующий алгоритм:1.Анализ информации по содержанию контрольных измерительных материалов и процедуре проведения итоговой аттестации (ГВЭ).1.1.Знакомство с нормативными документами, регламентирующими содержание и процедуру итоговой аттестации.1.2. Выявление числа обучающихся, предполагающих сдавать ОГЭ по выбору.1.3.Согласование с руководителями образовательного учреждения организационной формы подготовки выпускников к итоговой аттестации (факультатив, спецкурс, консультации и т.п.).1.4.Анализ учебно-методического обеспечения (УМК, дополнительная литература, сборники тестов, интернет-сайты и др.) для подготовки обучающихся к итоговой аттестации.1.5.Выявление уровня освоения обучающимися всех тем учебных предметов в процессе проведения пробного тестирования по материалам демонстрационной версии КИМов.1.6.При необходимости индивидуальное консультирование у опытного педагога или методиста.2.Обеспечение целеполагания и мотивации обучающихся2.1.Формулирование задач для обучающихся при подготовке к итоговой аттестации.2.2. Обеспечение мотивации деятельности обучающихся.2.3. Планирование деятельности обучающихся по подготовке к ГВЭ.2.4. В соответствии с учетом количества часов и сроков, выделенных на подготовку к итоговой аттестации, составление календарно-тематического планирования, отражающего темы занятий, их содержание, перечень основных знаний и способов деятельности.2.5.Введение в календарно-тематическое планирование сроков и форм диагностики уровня освоения повторяемого материала. Для диагностики рекомендуется использовать сборники материалов издательств «Просвещение», «Дрофа», издания ФИПИ, демонстрационные версии и опубликованные материалы итоговой аттестации прошлых лет.2.6.Учет выявленного уровня индивидуальной подготовленности обучающихся, разработка индивидуальных планов подготовки и согласование их с учащимися.2.7.Проведение тренировочных занятий по оформлению бланков ответов ГВЭ.2.8. Информирование обучающихся (о порядке проведения подготовки к итоговой аттестации, о необходимых материалах для занятий, о сроках, формах и содержании контроля).Внутришкольный контроль как основной механизм управления качеством образованияОсновные аспекты планирования деятельности педагога при подготовке к ГВЭ Планирование деятельности педагога при подготовке к итоговой аттестации должно учитывать организационный, предметно-содержательный, психолого-педагогический аспекты. Для обеспечения своевременной подготовки учащихся к итоговой аттестации важна подготовка (или самоподготовка) педагога в рамках организационного аспекта:Анализ педагогом КИМов (контрольно-измерительных материалов), спецификации, кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников.Систематическая работа с официальными сайтами, с целью получения методической поддержки и ознакомления с демоверсиями и изменениями в содержании и структуре КИМов .Разработка или коррекция рабочей программы по предмету:1) выделение резервного времени на уроках для создания системы повторения изученного материала;2) выделение резервного времени для уроков обобщения и систематизации полученных знаний;3) определение места в планировании для проведения тестовых форм работы как обучающего, так и контролирующего характера;4) разработка и подборка заданий в контексте учебно-тематического планирования на основе уровневой дифференциацииПоиск новых форм взаимодействия учащихся по подготовке к итоговой аттестации во внеурочное время и через самостоятельную деятельность. Очевидно, что для повышения эффективности подготовки к итоговой аттестации учитель должен быть готов организовывать систему внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов всех уровней. При организации системы контроля необходимо учитывать формы контроля. При подготовке к итоговой аттестации наиболее эффективно сочетать тестовый контроль знаний с традиционными письменными проверочными и контрольными работами. Контроль знаний должен носить рефлексивный характер и следовать схеме: теоретический блок - практические занятия- диагностический тест-работа над ошибками - контрольный тест- индивидуальные консультации. Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше. Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что “потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для обучающегося результат выше, чем планировалось. Применение технологии внутриклассной дифференциации дает возможность эффективно работать со слабоуспевающими учащимися, направляя их на достижение базового уровня. При составлении дидактических материалов необходимо четко определять задания базового уровня и повышенного. Как показывает практика, проведение индивидуальных и групповых консультаций при подготовке к аттестации результативнее коллективных.Внутришкольный контроль как механизм управления качеством образования Внутришкольный контроль - одна из общих функций систем внутришкольного управления. В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Цель внутришкольного контроля- дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе подготовки к ГВЭ, оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта при подготовке к ГВЭ.Форма ВШК, в основе которой лежит три направления: ВШК качества управления (условия), ВШК качества процесса, ВШК качества результатов. Основной принцип школы — поддержка учителя, повседневная системная работа с ним, предоставление возможности повышения уровня мастерства.В связи с реализацией ФГОС зоной ответственности учителя является реализация модели внутришкольного контроля как инструмента контроля за деятельностью учителей и основы мониторинга по достижению учащимися планируемых результатов и усвоению ими универсальных учебных действий в условиях подготовки к ГВЭ. ВШК реализовывает следующий алгоритм:Операционально и диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования. Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов). Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений). Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК. Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы). Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК). Контроль состояния преподавания отдельных учебных дисциплин Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.Заключение Сегодня, в условиях изменения образовательной парадигмы, введения новых образовательных стандартов, образовательные учреждения переходят из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь качественным достижением результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и обеспечивая необходимый для этого уровень мотивации и развития обучающихся. Среди различных направлений повышения эффективности управления качеством образования важным фактором в управлении образовательным процессом в школе является внутришкольный административный контроль - ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами учреждения образования и одного из направлений достижения высоких показателей качества образования при подготовке к ГВЭ. Литература1. Бессолицина, Р. В. Инновационные подходы к организации научно - методической работы / Р. В. Бессолицина // Методист. – 2006. – № 1. – С. 25–27.2. Дереклеева, Н. И. Справочник завуча. Учебно-методическая. Воспитательная работа 5-11 классы / Н. И. Дереклеева. – М.: ВАКО, − 2006. – 352 с.3. Дударева, Л. П., Панов, А. И. Методическая работа в системе общего образования субъекта РФ (структурно-функциональный аспект) / Л. П. Дударева, А. И. Панов // Методист. – 2005. – № 2. – С. 21–25.4. Коростелева, Н. В. Методическая работа в инновационных образовательных учре- ждениях / Н. В. Коростелева // Методист. – 2005. – № 4. – С. 17–215. Приказ Правительства РФ № 393 «О концепции модернизации российского об- разования» от 11 февраля 2002 года.6. Федорова, Т. Т. Приоритетные направления деятельности методической службы Т. Т. Федорова // Методист. – 2005. – № 5. – С. 24–26.7. Черноусова, Ф. П. Организация методической работы в школе (рекомендации) / Ф. П. Черноусова // Завуч. – 2004. – № 7. – С. 103–128.8. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения [Текст] / Н. Е. Эрганова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.Информационные сайты: tu