Формирование читательской компетенции у детей с ОВЗ в начальной школе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской компетенции у детей с ОВЗ в начальной школе
Автор: Беспалова Наталья Юрьевна
Выступление на ГМО Беспалова Н.Ю.
Формирование читательской компетенции у детей с ОВЗ в начальной школе
1.Аннотация работы
2.Содержание
2.1 Введение
2.2 Виды работ над текстом
2.3 Приёмы работы над формированием сознательности чтения
2.4 Упражнения для развития навыка осознанного чтения
2.5 Заключение
3.Список используемых источников
Аннотация
Информация будет интересна учителям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Введение
Как важно научить ребят видеть в чтении ни неизбежную и скучную необходимость, а удовольствие; в книге - не орудие пыток, а друга, у которого можно спросить совета и найти ответ на жизненно важный вопрос, а в писателе - не картинку на стене, а личность неординарную, интересную!
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Читательская компетентность является одной из ключевых компетентностей, формирование которой предполагаетчеткое представление о требованиях к соответствующим знаниям и навыкам в пределах различных учебных дисциплин. Это в свою очередь подразумевает систематизацию решения задач, связанных с целенаправленной организацией обучения.
Читательская компетенция это совокупность знаний, умений и навыков , позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации.
Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе.Однако в этом перечне особую роль, являясь фактически "ключом к веку информации, во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в младшем, среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д.
Читательская компетентность определяется:
—владением техникой чтения,
—приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
—знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
—сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.
Читательская компетентность учащихся с ОВЗ –это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Уроки литературного чтения зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.
Виды работы над текстом
Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя - создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться подчинить уроки литературного чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Виды работы над текстом, которые можно использовать на уроках литературного чтения:
- чтение произведения и определение его жанра;
- чтение и пометка непонятных слов;
- чтение, нахождение отрывка к рисунку;
- чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению;
- чтение и рисование обложки к рассказу, сказке;
- чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении;
- выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору;
- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос;
- чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);
- чтение, деление текста на части;
- чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка;
- чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;
- чтение текста и сбор пословицы из слов;
- чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни);
- чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки);
- чтение по ролям;
- нахождение и чтение образных слов и описаний;
- установление путём чтения причинно-следственных связей;
- чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например зима;
- чтение и объяснение одним предложением значение слова;
- чтение и разгадывание (составление) кроссворда;
- чтение и выполнение тестовой работы;
- чтение и пересказ от лица героя произведения;
- чтение, представление и описание героя произведения;
- чтение сказки и изменение хода событий;
- чтение, придумывание продолжения рассказа;
- чтение, придумывание другого заголовка к произведению;
Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
Приёмы работы над формированием сознательности чтения
Наиболее важным является формированиесознательностичтения обучающихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. это вид деятельности имеет важное коррекционное значение.
Паскаль сказал: Мы ничего не поймём, если будем читать слишком быстро или слишком медленно. Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:
подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
установка на целенаправленное восприятие текста;
первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);
словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);
работа над планом (словесное рисование — иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем — деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
разбор жизненных ситуаций;
заключительная, обобщающая беседа.
Упражнения для развития навыка осознанного чтения
1 группа:логические упражнения.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2. Назови одним словом.
Ворона, воробей, ласточка, синица; ножницы, молоток, топор, грабли; шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник; картофель, свекла, лук, капута; лошадь, корова, свинья, овца; туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; липа, береза, ель, сосна; гусь, утка, курица; зеленый, синий, красный, желтый.
3. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.
4. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: подорожник, клевер, щавель, мать-и-мачеха, береза.
Насекомые: сорока, муха, жук, комар, пчела, ворона, воробей.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
5. Какая буква, слог, слово лишние?
а у р о ы
ма ра ла ны та
ку на ды ти ло
2 группа:игры со словами.
1. Игра Найди слово в слове.
Например, смородинка (родина, сок, доска и т.д.).
2. Игра Кто как кричит.
Гусь – пищит
Утка – кудахчет
Курица – гогочет
Петух – крякает
Цыпленок – кукарекает
3. Игра Назовите родителей
У цыпленка – утка У утенка – гусыня, гусак У гусенка – курица, петух
4. Составь слова из данных букв.
у, х, л, к, п, е, с, о
5.Чтение двухсложных слов с пропущенной буквой.
ИРА
ГРЯ
МША
6.Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.
З_М_К
МРЗ
7. Разбор значений слов-синонимов:
ключ – родник,
воин – солдат - боец,
зябнуть – стынуть - мерзнуть,
забор – изгородь - плетень,
стеречь – охранять-караулить - сторожить,
храбрый – смелый- отважный- мужественный
8. Измени слова по образцу:
кленовые листья – листья клёна
городские улицы - …
сосновый запах - …
сделан из камня – каменный
сделан из бумаги - …
сделан из соломы - …
3 группа:работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.
1. Составь текст (перестановка предложений), тексты подбираются к теме урока.
2. Составь предложения к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3. Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу …
4. Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:
Больше дела - а руки делают.
Терпение и труд а неученье - тьма
Глаза бояться, меньше слов
Ученье – свет, все перетрут
4 группа:работа с текстом (учебник).
Мозговой штурмЭтот приём позволяет не только активизировать обучающихся с ОВЗ и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Создание викторины
К этому приёму можно обращаться после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы (обучающиеся с ОВЗ готовят рисунки) для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — знатока, а потом весь класс задаёт знатокам вопросы.
Синквейн
В переводе с французского слово синквейн означает пять. В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обучающиеся с ОВЗ смысл синквейна изображают рисунком. Они могут составлять синквейн на уроке или дома.
Шесть шляп
Цвет каждой шляпы имеет своё значение. И в соответствии со значение цвета ребёнок получает своё задание
Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою.
Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя.
Чёрная шляпа ( критик) - что плохого в поступках героев.
Синяя шляпа (управление, размышление) - дайте совет герою или читателю.
Белая шляпа ( учёный) - чему следует поучиться у героя.
Зелёная шляпа (творчество) - продолжите рассказ.
Чтение с остановками
В ходе чтения делаются остановки с вопросом Что будет дальше, как вы думаете?.
Заключение
Проводя занятие, педагог должен учитывать факторы читательского развития обучающегося с ОВЗ, тормозящие желание ребенка прочитать рекомендованные ему книги. Это, прежде всего, крайне слабая техника чтения и практически полное отсутствие читательской биографии.
Практика обучения свидетельствует: устойчивый навык самостоятельного чтения и интерес к художественной литературе проявляется у большинства обучающихся с ОВЗ только к концу третьего года обучения. Но и тогда адекватное понимание идейного смысла многих стихотворений и сказок, их трансформация в самостоятельном литературном творчестве остается недоступной для большинства детей с ОВЗ как дефициты интеллектуального и эмоционального развития. Малая подвижность нервных связей, бедный жизненный опыт мешают пониманию авторского замысла, морально-этической стороны произведения, а конкретное, сугубо ситуативное мышление такого читателя зачастую вступает в конфликт с логической структурой текста, что приводит к его фрагментарному восприятию.
У детей с ОВЗ отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное (средний и низкий уровни).
Перечисленные выше приемы, на мой взгляд, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствую развитию и формированию читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
Список использованных источников
1. А.Ф.Ануфриев., С.Н.Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей, - Издательство "Ось-89", Москва.,2009
2. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2015. – №10.
3. Б.В.Пузанов. Коррекционная педагогика Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Москва., 2010
4. У.В.Ульенкова. Дети с задержкой психического развития Нижегородский государственный университет, 2006