Психолого-педагогические аспекты формирования социальной активности студентов, проживающих в общежитии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогические аспекты формирования социальной активности студентов, проживающих в общежитии
Автор: Радионова Светлана Викторовна
Психолого-педагогические аспекты формирования социальной активности студентов, проживающих в общежитииВ условиях современной общественной жизни с ее динамичностью, насыщенностью информацией, интенсивностью общения социальная адаптация личности становится все более актуальной проблемой. Механизмы социальной адаптации являются одним из факторов социального и психологического здоровья личности. Здоровьесберегающее образовательное пространство - прежде всего совокупность возможностей социализации студентов.Современная психолого-педагогическая наука и практика считает, что одним из ведущих факторов социальной адаптации личности можно считать ее социальную активность.Социальная активность - интегральное понятие, его сущность раскрывается через исследование социальных установок личности, ее потребности, социальную направленность деятельности и др. проявления. Социальная активность проявляется как состояние деятельности, актуальная потребность, преобразующая способность и черта личности.Социальная активность развивается и проявляется прежде всего в деятельности. Закономерностью развития социальной активности является чередование различных видов деятельности, их непрерывная «переблокировка».Если исходить из того, какие общественные задачи решает человек, какова их ценность, каких результатов он добивается и какова мера включения личностного в подобное решение, можно выделить следующие уровни социальной активности (и социальной реактивности как противоположности): нормативный, нормативно-личностный, личностно-продуктивный, продуктивно-творческий.Все уровни иерархически организованы. Нельзя ожидать от личности продуктивной или творческой активности, если она не прошла нормативного уровня, в противном случае ее деятельность будет характеризоваться социальной реактивностью. Ясно также, что и в онтогенезе все уровни социальной активности невозможно формировать одновременно.В подростковом возрасте больше внимания следует обращать на развитие нормативно-личностной социальной активности, с элементами продуктивности. С юношеского возраста важно стимулировать личностно-продуктивный уровень с элементами творчества.Социальная активность - динамическое образование: по мере того ,как личность приобретает опыт социальной деятельности и включается все более широкий круг общения, происходит нарастание социальной активности, которая проявляется через социальную инициативу и исполнительность.В зависимости от объекта, на который направлена социальная активность, она по-разному проявляется в различных видах деятельности: общественной, политической, познавательной, трудовой, художественной, физической и т.д. Эти проявления зависят от многих причин, как объективных (уровень развития деятельности, потребность общества в данном виде деятельности), так и субъективных (предшествующий опыт субъекта, его общие и специальные способности, степень осознанности личной и общественной необходимости данного вида деятельности).При анализе социальной активности личности можно выделить следующие типы:•проявляющие высокий уровень инициативы и исполнительности в процессе решения общественных задач;с преобладанием инициативности;с преобладанием исполнительности;с преобладанием социальной импульсивности;социально пассивные;с несложившимся стилем активности.Из приведенной типологии понятно, что первые три выделенных типа людей характеризуют социальную личность.Рассматривая студентов колледжей как своеобразную социальную группу учащейся молодежи, мы полагаем, что развитие социальной активности в этой группе - интенсивный и общественно значимый процесс. Для активизации процесса необходимо предоставить личности комплекс возможностей для проявления социальной активности в различных видах деятельности и создать условия для постепенного перехода студентов от нормативно-личностного уровня к продуктивно-творческому уровню социальной активности.Определяя сегодня содержание воспитания, мы ориентируемся на получение такого результата, который способствует формированию социальности человека, т.е. готовности к участию в сложной системе социальных отношений, в экономической, политической и духовной сферах.Основными направлениями педагогической работы в политической сфере являются: формирование политической грамотности, стимулирование социальной активности студентов через структуру студенческого самоуправления и общественных организаций, создание условий для подготовки к участию в общественной деятельности.К задачам воспитания в духовной сфере относятся: целенаправленная работа по нравственному просвещению, актуализация всех источников нравственного опыта и др.В экономической сфере студенты развивают свои профессиональные склонности, осваивают различные роли в системе рыночных отношений.Для более глубокого изучения проблем воспитания и использования в практике достижений науки, передового опыта в колледжах проводятся совместные семинары классных руководителей, обмен методическими рекомендациями, организуются совместные мероприятия для студентов и т.д. Организовано взаимодействие с молодежными структурами города (молодежными центрами, студенческими объединениями), общественными организациями.В реализации задач воспитательной работы, развития социальной активности студентов большую роль играют органы студенческого самоуправления. Центральным звеном этой системы в общежитии являются студенческие совет и инициативные группы.Стала хорошей традицией благотворительная деятельность наших студентов. Они участвуют в ежегодных Рождественских благотворительных марафонах, акциях, проводят праздники для детей дошкольного возраста клуба «Знайки – Всезнайки». С большим желанием студенты общежития участвуют в экологическом движении, ежегодно принимают участие в акциях по очистке от мусора парков «Марш парков», «Мой город чистый город».Стимулируя творческую активность, с целью обеспечения безболезненной адаптации в социальной среде студентам предоставляется возможность: участвовать в курсах, «Создание общественных организаций» и др.Для реализации потенциала каждого студента через художественное, техническое творчество, исследовательскую работу создана широкая сеть кружков, клубов, секций, творческих объединений.Анализ воспитательной деятельности показывает наличие целого ряда проблем, среди них - недостаточный уровень социальной активности студентов, низкий уровень их общей социокультуры. Для их решения определены следующие направления деятельности:социализация студенческой молодежи на основе развития самоуправления;развитие традиций и использование традиционных и инновационных форм воспитательной работы;расширение волонтерского движения и социальных связей за пределами колледжа;развитие системы дополнительного образования;развитие нравственных качеств студентов;•повышение уровня профессиональных умений и навыков, способностей студентов;•создание творческой атмосферы в общежитии;•усвоение общегуманитарных ценностей, широкое освоение методов культурно-образовательной деятельности.