"Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"
Автор: Баранова Надежда Николаевна

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. РодариДля ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.К сожалению, сегодня у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень  ниже положенной нормы.Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее . Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Повышение уровня  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок.Задачи на развитие связной речи :- учить детей составлять описательные рассказы с опорой на их предшествующий опыт, а также по предметной картине, по серии картин. Учить пересказывать текст по коллективно составленному плану, используя схему-модель, как по цепочке, так и индивидуально; придумывать свой конец к составленному на занятии описательному рассказу; составлять план описательного рассказа с помощью воспитателя, по аналогии, самостоятельно.- учить детей давать полные ответы на вопросы о птицах, животных, растениях, событиях; объяснять содержание сюжетных картин - обогащать лексику детей родственными словами: синонимами, антонимами: предметами, признаками, действиями; образными признаками (эпитетами); сравнениями. Тренировать детей в подборе слов-признаков и слов-действий к предметам; учить их согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже развивать общие речевые навыки: дыхание, темп и ритм речи, координацию речи с движением.Задачи нравственного воспитания: оспитывать в детях стремление выполнять нравственные правила, осознанно относиться к нравственным нормам и ценностям, принятым в обществе.- воспитывать у детей любовь к родному краю; учить их заботиться о природе, поддерживать чистоту в окружающей среде, воспитывать чувство прекрасного.развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать окружающим посильную помощь.Ознакомление дошкольников со сказкой часто ограничивается беседой о том, что лежит на поверхности текста, обыгрыванием и инсценировкой. В то время как использование сказочного материала нетрадиционно позволяет повысить речевую активность детей. Нетрадиционные формы позволяют научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации.Существует богатая палитра методов и приемов – это и художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, методику Дж. Родари, элементы ТРИЗ, методику, направленную на развитие творческого воображения О. М. Дьяченко и другие. Особый интерес у меня вызывают театрализованная деятельность и универсальная методика работы со сказкой Л. Б. Фесюковой.Один из приемов, способствующих активному включению детей в речевую деятельность - прием «проживания» сказки. Используя алгоритм рассуждения по сказкам, мы учим детей понимать действия персонажей, сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе рассуждений делаются выводы о поступках персонажей : что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение); в каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель. Пытались представить себя на месте героев и проанализировать возникающие чувства. Например, сказка «Заюшкина избушка». О чем эта сказка(мораль сказки): Победа добра над злом. Почему герой совершает тот или иной поступок? (линия героев сказки): Лиса – жадная, злая, хитрая, ленивая, хотела получить избушку, не прилагая усилий. Что приносят поступки героя окружающим? Являются они созидательными или разрушительными? Поступок Лисы разрушительный приносит зайцу горе, он остается без дома; поступок Петушка созидательный, приносит радость. Какие чувства вызывает эта сказка у вас (актуализация чувств) : негодование от поступка Лисы, сострадание к Зайцу, радость, когда добро побеждает зло.Хороший результат в развитии связной речи старших дошкольников дает применение универсальной методики работы со сказкой Л. Б. Фесюковой, которая включает в себя решение 7 проблем:1. Нравственный урок. 2. Воспитание добрых чувств.3. Речевая зарядка. (развитие речи)4. Развитие мышления и воображения.5. Сказка и математика.6. Сказка и экология.7. Сказка развивает рукиНапример:  сказка «Маша и медведь».1. Нравственный урок. При работе со сказкой важно знатьдля чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей, из любого положения можно найти выход – должна стать творческим девизом для ребенка.Хорошее: - пошла по ягоды (забота о близких).-умеет готовить,- умеет навести порядок в доме, трудолюбива,- сообразительна и находчива.- не плачет, не отчаивается.Плохое : - невнимательна во время прогулки по лесу, непослушна,-не умеет ориентироваться в лесу- нельзя заходить в чужой дом.2. Воспитание добрых чувств.Можно ли назвать медведя добрым? Почему?Игра:  «Хорошо-плохо» (медведь поступил хорошои - медведь поступил плохо)3. Речевая зарядка. (помогает сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой)-Машенька - какая?  (добрая, непослушная, маленькая, трудолюбивая, сообразительная.)-Медведь - какой? (добрый, доверчивый, эгоистичный, неуклюжий, большой)-Придумать новое сказке (Как Маша заблудилась», «Приключения Машеньки» и т. д.)большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений.• придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок - лесовичок);• срифмовать два слова (купец-удалец, а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;• Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре “От каждого по словечку” – например, “Колобок-Колобок катится - Колобок катится по дорожке - Колобок катится по зеленой дорожке” и т. д.Важным также является и воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой :• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;• сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе – длиннохвостая, пушистохвостая);• разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука – мука);• объяснить происхождение слова (например, закоулочки).Сказка должна способствовать и общению. Для этого можно использовать игру “Интервью”. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.4. Развитие мышления и воображения.Представь себя Машей. Какой способ придумаешь ты для возвращения домой?Объедини со сказкой «Вершки-корешки»5. Сказка и математика –Попробуй зашифровать сказку геометрическим фигурами;-За какое время Медведь дойдет до дома Маши?6. Сказка и экология.-Что могло произойти, если б Маша умела ориентироваться в лесу?-Представьте, что все произошло зимой…7. Сказка развивает руки – продуктивная деятельность.Трудно переоценить возможности театрализованной деятельности для развития связной речи детей.Именно она является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. И как сказал немецкий психолог Карл Гросс: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».Малыши очень любят играть в сказку. Дети старшего дошкольного возраста являются частыми гостями в младших группах. Они приходят поиграть, показать свои постановки сказок. Спектакли по сказкам готовятся достаточно долго и проигрываются не один раз. В процессе сами актеры вносят изменения в свои роли, добавляют фразы, диалоги, по- новому раскрывают характер персонажа. В постановках решается важная проблема: детям предстоит идти в школу. Опыт публичных выступлений поможет им уверенно чувствовать себя при ответах у доски, они будут легко вступать в контакт со сверстниками.Малыши очень любят, когда к ним приходят ребята со своими рукотворными книжками, и рассказывают по ним сказки. Создавались эти книжки в совместном детско-родительском творчестве.Родители охотно включаются в работу по театрализованной деятельности, помогают нам сочинять сказки, участвуют в наших представлениях.В результате такой работы дети приобретают умение правильного построения разных типов предложений; могут использовать различные части речи; учатся строить самостоятельно высказывания разных типов; могут связно пересказывать сказки; составлять небольшие рассказы; придумывать загадки; объединять события в последовательное повествование, стали хорошо ориентироваться в знакомых сказках; научились анализировать поведение и поступки героев сказок. Такая работа способствует расширению словарного запаса, помогает правильно строить диалоги, влияет на развитие связной, логической речи, фантазии детей.