методики обучения дошкольников основам пластилинографии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методики обучения дошкольников основам пластилинографии
Автор: Сорокина Вера Ивановна
Методики обучения дошкольников основам пластилинографииАннотация: В статье рассматриваются актуальные методики обучения дошкольников основам пластилинографии как одного из эффективных средств развития мелкой моторики, творческого мышления, воображения и эстетического вкуса. Анализируются особенности работы с пластилином, возрастные и психологические аспекты обучения. Представлен обзор существующих методик и технологий, включая традиционные и инновационные подходы. Особое внимание уделяется практическим рекомендациям по организации учебного процесса, выбору материалов и инструментов, а также критериям оценки результатов деятельности.Ключевые слова: пластилинография, дошкольники, методика обучения, изобразительное искусство, развитие мелкой моторики, творческое мышление, воображение, ДОУ, технологии обучения, эстетическое воспитание.Изобразительное искусство играет важную роль в формировании гармонично развитой личности дошкольника. Одним из доступных и увлекательных видов творчества является пластилинография – техника создания картин и рельефных изображений из пластилина на плоской поверхности. Занятия пластилинографией способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, сенсорного восприятия, воображения, пространственного мышления, художественного вкуса и эстетического чувства. Пластилинография является эффективным средством развития творческих способностей и познавательной активности дошкольников, а также оказывает положительное влияние на их эмоциональное состояние. В связи с этим, разработка и внедрение эффективных методик обучения пластилинографии в ДОУ представляется актуальной задачей. В старшем дошкольном возрасте, произвольность в своем развитии поднимается на новую качественную ступень. У детей появляется способность действовать не только в соответствии с требованиями взрослого, но и в соответствии с самостоятельно произведенными требованиями[13].Методика обучения пластилинографии опирается на следующие теоретические положения:• Психолого-педагогические особенности дошкольного возраста: Учитываются возрастные особенности восприятия, мышления, памяти, внимания и моторики детей 4-7 лет.• Теория деятельности: Организация обучения строится на активной деятельности воспитанников, направленной на достижение конкретных целей.• Принцип наглядности: Использование наглядных материалов (образцы, схемы, иллюстрации) для облегчения понимания и усвоения нового материала.• Принцип доступности: Предоставление учебного материала в соответствии с уровнем развития и возможностями воспитанников.• Принцип индивидуализации: Учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника при организации учебного процесса.• Эстетическое воспитание: Формирование у воспитанников эстетического вкуса, чувства прекрасного и умения оценивать произведения искусства.Обзор методик обучения пластилинографии:Существует множество методик обучения пластилинографии, разработанных педагогами и художниками. Их можно разделить на несколько групп:• Традиционные методики: Основаны на последовательном обучении основным приемам работы с пластилином (раскатывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, налепливание).• Инновационные методики: Используют современные технологии и нестандартные подходы к обучению (использование трафаретов, фактурных поверхностей, различных инструментов, компьютерных программ).• Тематические методики: Организация обучения вокруг определенной темы (например, "Времена года", "Животные", "Растения").• Методики, ориентированные на развитие творческого мышления: Стимулирование учащихся к созданию оригинальных и неповторимых работ, поощрение экспериментов и поиска новых выразительных средств.Примеры методик:1. Методика "Пластилиновая мозаика": Учащиеся создают картины из маленьких шариков пластилина разных цветов, приклеивая их к основе. Данная методика развивает мелкую моторику, цветовое восприятие и усидчивость.2. Методика "Рельефная пластилинография": Учащиеся создают рельефные изображения на основе, используя различные приемы работы с пластилином (налепливание, вдавливание, вытягивание). Данная методика развивает пространственное мышление, воображение и творческие способности.3. Методика "Контурная пластилинография": Учащиеся заполняют контур рисунка пластилином, создавая красочные и выразительные картины. Данная методика развивает аккуратность, внимательность и чувство цвета.4. Методика "Многослойная пластилинография": Учащиеся создают картины, нанося пластилин слоями, добиваясь эффекта глубины и объема. Данная методика развивает пространственное мышление, воображение и творческие способности.В исследованиях отечественных психологов, посвященных изучению особенностей психического развития детей младшего школьного возраста, четко прослеживается тенденция к формированию учебной деятельности (умение учиться). Умение учиться является синтетическим образованием, состоит из многих конкретных или частных умений. Проблема рефлексивного развития младших школьников, и конкретизация понятия «рефлексия» занимает ведущее место в трудах В. Давыдова и его коллег. Рефлексия рассматривается ими как «необходимая составляющая умения учиться, она может быть сформирована средствами учебной деятельности». Авторы данной работы утверждают, что рефлексия является психологическим механизмом способности учиться самостоятельно. Благодаря содержательной рефлексии и формированию произвольности психических процессов познавательная деятельность контролируется и управляется самим ребенком, а ее планирование приобретает опосредованный характер, создает психологическую подоплеку становления познавательных способностей воспитанника.Обучение дошкольников основам пластилинографии является эффективным средством развития мелкой моторики, творческого мышления, воображения и эстетического вкуса. Разнообразие методик и техник позволяет педагогам подобрать оптимальный подход к обучению, учитывая индивидуальные особенности и возможности воспитанников. Использование наглядных материалов, игровых элементов и индивидуального подхода способствует повышению мотивации и заинтересованности детей в занятиях пластилинографией. Таким образом, старший дошкольный возраст – это этап значительных изменений в личности ребенка, в особенностях его психического и психологического развития. В этом возрасте развивается самосознание дошкольников, развивается система ценностных ориентаций. Благодаря исследованиям отечественных ученых и педагогов мы можем сделать вывод, что знания психолого-возрастной характеристики дошкольников помогут педагогу в эффективной организации и проведении уроков. Регулярные занятия пластилинографией позволяют дошкольникам не только освоить основные приемы работы с пластилином, но и развить свои творческие способности, воображение и эстетическое чувство, что способствует их гармоничному развитию.