Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектных технологий
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектных технологий
Автор: Ерицян Лилиана Гургеновна
Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектных технологий Переход современного образования на качественно новый уровень немыслим без разработки инновационных технологий, новых методов обучения, способствующих созданию оптимальных условий для развития личности педагога-профессионала, и использования их в организации образовательной деятельности. В пункте 7 статьи 3 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из принципов политики государства в сфере образования провозглашается в том числе и создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей [1]. Исходя из этого, современный учитель – это человек, который не просто будет готовить подрастающее поколение к условиям быстро меняющейся современной жизни, но и сам должен отвечать динамичным характеристикам современных социально-экономических условий, быть конкурентоспособным специалистом, готовым к принятию новых идей, к проблемному анализу собственной педагогической деятельности.Чем выше компетентность специалиста, тем деятельность, выполняемая им, будет более продуктивной при небольших затратах ресурсов (личностных, материальных, временных). Компетентность и мастерство считаются близкими понятиями, и мастерство учителя понимается как «наличие определённого уровня сформированности знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств, а также внутреннего мира личности, её потребностей, ценностных ориентаций, представление о людях, самом себе, результатах собственной деятельности» [3, с. 362–364].В нормативных документах, определяющих основные векторы развития педагогического образования, регламентирующих профессиональную деятельность педагога, подчеркивается особая роль проектной деятельности в общей структуре практической педагогической деятельности [2].Одна из причин внимания к проектной деятельности – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета, ориентированность на достижение целей самих учащихся. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания: быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять, значит, этому необходимо учить – и учитель принимает на себя новые функции:собеседника обучающегося, его советчика и наставника в исследовательской и проектной деятельности;исследователя, который применяет развивающие технологии, проводит анализ динамики взаимоотношений во время обучения;человека, создающего комфортные условия для проектной деятельности ребенка, помогающего ему в усвоении нового;эксперта, обладающего системными знаниями и универсальными умениями 4, с. 122–125.Проектная компетентность учителя представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности и ценностных ориентациях учителя, развитие которого является выражением инновационного характера профессиональной компетентности педагога, обеспечивающей творческий стиль деятельности. Как профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога проектная компетентность способствует его индивидуальному росту, формированию результативного профессионального опыта 5.Проектная компетентность учителя необходима для перспективного ориентирования в профессиональной деятельности, требующей осмысления и осознания педагогами личностного смысла повышения квалификации. А необходимость рефлексировать, оценивая свой профессионализм, пополнять свою профессиональную компетентность возникает лишь в том случае, когда у учителя появлюется потребность расти профессионально, занимаясь учебным проектированием, и желание измениться самому и изменить свои взаимоотношения с учениками для полноценного своего участия в учебном проектировании в качестве партнёра, сотрудника, «сопроектанта» 6. Проектная деятельность не только формирует у учащихся интерес к предмету, он развивает их творческие способности, познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Формируя, развивая и наращивая умения учащихся в проектировании, современный учитель должен учитывать и человеческий фактор, и субъектный характер протекания психолого-педагогических процессов в ходе его деятельности. При этом важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиск информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении [7].Таким образом, с одной стороны, проектная деятельность – это система обучения, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей, с другой – педагогическая технология, включающая в себя множество специфических форм, приемов и методов, направленная на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности учителя. Проектная компетентность способствует созданию результативного профессионального опыта, который способствует появлению новых мотивов и ценностных ориентаций, она является основой развития проектной компетентности как учащегося, так и учителя. Умение применять в своей практической деятельности проектные технологии – показатель высокой квалификации учителя, значимости используемой им методики обучения и залог успешного развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития личности педагога.ЛитератураФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Электронный ресурс. URL: . Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н) Электронный ресурс. URL: . Леньшин А. И. О профессиональной компетентности учителя // Молодой ученый. 2009 Электронный ресурс. URL: .Рязанова В. Н. Метод проектов – приоритетная технология обучения в профильной школе // Современные системы и технологии обучения. Сб. мат. обл. науч.-практ. конф.-Тамбов: ТОИПКРО, 2004. Иванова Л.В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя // Интернет-журнал «Науковедение». Вып. 4 (23), июль – август 2014 Электронный ресурс. URL: .Зачёсова Е. В. Метод учебных проектов. Образовательная технология XXI века [Электронный ресурс]. URL: Полат Е. С. Новые педагогические технологии: пособие для учителей. М., 2017.